Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Эпическое и лирическое начала в «Слове о полку Игореве» (ЕГЭ по литературе)

«Слово о полку Игореве» - это одно из самых известных древнерусских произведений, в котором сочетаются черты разных родов литературы. Поэтому оно представляет большой интерес для многих исследователей. По сей день они анализируют особенности формы и содержания «Слова».

Если ставить вопрос о жанре произведения, то автор не дает нам однозначного ответа, так как называет свой текст и «словом», и «повестью», и «песней». Теперь разберемся в значении этих литературных понятий. Слово – жанр предназначенный больше для устного выступления, это неравнодушное обращение оратора к современникам, некий призыв к чему-то важному. Действительно, автор произведения будто ведёт диалог с людьми, живущими с ним в одно время («Не пора ль нам, братия, начать о походе Игоревом слово…»), его речь наполнена искренними переживаниями за судьбу родной страны («О, стонать тебе, земля родная…), и он призывает соотечественников к объединению, защите родины и прекращению междоусобных войн между князьями.

Всё перечисленное присутствует в авторских отступлениях, которые относятся к лирической основе произведения.

Следующий жанр, который мы разберём, это повесть, она относится к эпосу. Для неё характерно последовательное описание происходящих событий и действующих лиц, развитие сюжета. В произведении присутствуют все данные черты: мы видим от начала до конца поход князя Игоря Святославовича, его военных соратников, врагов, последствия боя с половцами. Кроме того, эпическое начало проявляется еще и в исторической основе описанных в произведении событий и реально правивших князей.

Последним жанром, интересующим нас, является песня. Она представляет собой лирическое произведение, наполненное определенными поэтическими образами, художественными средствами и обладающее особой мелодичностью, ритмом и эмоциональной насыщенностью. Вспомним эпизод с Ярославной. Тут мы наиболее ярко можем увидеть много олицетворений сил природы («Что ты, Ветер, злобно повеваешь…», «Днепр мой, славный!», «Солнце трижды светлое! С тобою…»), большое количество эпитетов («в синем море», «жаркими лучами»), эмоциональные риторические вопросы и восклицания лирической героини, сравнение её с кукушкой, звукопись (ассонанс «Голос Ярославны молодой»). Художественных средств и фигур речи очень много, и все перечислять можно довольно долго. Интонация, с которой мы читаем текст, достаточно плавная, поэтому, в дополнение ко всему остальному, создается еще большее впечатление, будто перед нами песня. «Голос» автора звучит эмоционально, он не просто наблюдает за персонажами, а сопереживает им и активно пишет о своем отношении к происходящим событиям:

О, стонать тебе, земля родная,

Прежние годины вспоминая

И князей давно минувших лет!

Таким образом, в произведении тесно связаны между собой эпическое и лирическое начала, это проявляется в сочетании жанров разных родов литературы, в исторической основе «Слова», а так же в особом, «живом» языке автора, который не просто описывает события, а отражает в тексте те чувства, которые испытывает относительно происходящего.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.