Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17. Как в «Слове о полку Игореве...» соотносятся эпическое и лирическое начала? (ЕГЭ по литературе)

12 из 14
Оценка эксперта внизу

В "Слове о полку Игореве" эпическое и лирическое начала проявляются в равной степени.

С одной стороны, данное произведение имеет ярко выраженные эпические мотивы. Так, личность князя Игоря описана объективно, во взаимодействии с системой персонажей. Представления князя Святослава о том, что князья должны помогать друг другу, противопоставлены действительности: правители воюют друг против друга в попытках захватить власть. Святослав видит это и произносит "златое слово", чтобы наставить своих родственников.

Так в произведении раскрывается конфликт. В "Слове о полку Игореве..." есть сюжет, что можно наблюдать в эпических произведениях.

Однако в "Слове..." также прослеживаются лирические мотивы. Основная мысль произведения заложена в "златом слове" Святослава, который размышляет о причине поражения войска Игоря. Немаловажную роль играет плач Ярославны, жены князя Игоря, скорбящей по мужу и умоляющей всемогущие силы природы помочь любимому вернуться из плена. Сон Святослава также является символической деталью: описываемые события в нём имеют иносказательный смысл. Так, "жемчуг из колчанов" означает "слезы", а "доски без князька" — большое несчастье. В произведении четко прослеживается связь с фольклором; в нем присутствуют множество метафор и эпитетов ("чистое поле", "синие море", "черный ворон"), плачи (Ярославны) и прославления ("слава" князьям). Так в произведении проявляется лирическое начало.

Таким образом, в "Слове о полку Игореве" подробно раскрываются как эпические, так и лирические мотивы.

Обновлено:
Опубликовал(а):
Оценка эксперта:

1. Соответствие сочинения теме и ее раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта, но неглубоко (2 из 3)

Называются черты, которые не являются характерными для эпоса / лирики. Например,

1.

Так, личность князя Игоря описана объективно, во взаимодействии с системой персонажей.

В лирике также все образы находятся во взаимодействии, в системе. Гораздо важнее было указать на связь образов с конкретной исторической действительность и на отражение определенных закономерностей действительности, увиденных автором.

Далее:

2.

Основная мысль произведения заложена в "златом слове" Святослава, который размышляет о причине поражения войска Игоря.

"Слово", в котором есть размышления о причинах чего-либо, не может считаться проявлением лирического (указания на причины и следствия исторических явлений - черта эпического). Следовало указать на эмоциональность "Слова", так как выражение чувств, эмоций - черта лирического.

3.

Сон Святослава также является символической деталью: описываемые события в нём имеют иносказательный смысл.

Символические детали могут быть и в эпосе. (Роман Достоевского "Преступление и наказание", например, содержит таких деталей в объеме чуть ли не на каждой странице.) Это - не черта лирического. Нужно было сделать акцент на проявлении чувств, переживаний.

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют (3 из 3)

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, но есть ошибки в использовании понятий (1 из 2)

Так, неверно использовать слово "мотивы", обозначая лирическое и эпическое; уместно слово "черты" или "начала" (как в вопросе).

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его

смысловые части логически связаны между собой (3 из 3)

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет (3 из 3)

Итог: 12 баллов из 14.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.