|
Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита» пример (ЕГЭ по литературе)«Мастер и Маргарита» - это «роман в романе». Автор объединил две сюжетные линии: одна посвящена событиям, происходящим в древнем Ершелаиме, о которых пишет Мастер, а другая – жизни в Москве 1930-х годов. Несмотря на то, что события в двух параллельных историях описываются совершенно разные, но в обоих романах поднимаются важные вопросы нравственного выбора. Главные герои романа Мастера - это Иешуа и Понтий Пилат. Каждый из них стоит перед определенными испытаниями судьбы. Иешуа до конца жизни хранит верность своим жизненным ценностям и принципам. Даже под угрозой смертного приговора он говорит только правду. Например, когда прокуратор спрашивает, о разговоре с Иудой, Иешуа честно отвечает, что «говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». После таких слов казни было невозможно избежать, но осуждённый сделал свой нравственный выбор: сказал губительную для себя правду вместо выгодной лжи. Кроме того, ему были чужды обиды и ненависть. Иешуа считал абсолютно всех «добрыми людьми», а тех, кто был причастен к его смертному приговору, он «не винит за то, что у него отняли жизнь». Такие примеры характеризуют этого персонажа, честного и великодушного человека, который выбрал жить праведно. Теперь рассмотрим другого героя романа – Понтия Пилата. Не случайно его имя стоит в названии романа Мастера. Несмотря на внешнюю суровость, прокуратор герой был наделён сочувствием. После вынесения приговора Иешуа, Понтий Пилат начинает чувствовать, что сделал что-то неправильно. Совершённый в прошлом выбор заставляет прокуратора постоянно думать о своём поступке. Автор даёт нам глубокий психологический портрет Пилата, одним из способов для этого является описание сна, где прокуратор слышит слова Иешуа: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков». В герое просыпается совесть, и мы видим, что он осознаёт свою ошибку. Так, в ершелаимской линии перед нами раскрываются правильный нравственный выбор на примере Иешуа и переоценка собственного неправильного поступка Понтием Пилатом. Обратимся к другой сюжетной линии. Героиня, чье имя упомянуто в названии романа Булгакова, так же, как Иешуа, является примером великодушия. В эпизоде после бала она просит у Воланда избавить Фриду от синего платочка. Маргарита очень сильно устала, и, возможно, другая на её месте просила бы отдых, но героиня была не из тех, кто думает только о себе. Она сделала свой выбор в пользу совсем незнакомой женщины, которая нуждалась в помощи, и такое решение характеризует Маргариту, как человека с высокими нравственными ценностями. Если говорить о московском обществе, то оно изображено автором сатирически. Булгаков описывает социальные пороки людей. Например, вспомним, как в Варьете зрители бездумно ловили падающие купюры. «Человечество любит деньги» - так сказал один из персонажей, Воланд, и он совершенно прав. Жадность представлена в романе одним из главных людских пороков. Из-за денег или драгоценностей некоторые герои совершали неправильный нравственный выбор. Вспомним Аннушку, которая соврала, что не видела никакой золотой подковы, а сама спрятала её за пазуху. И таких примеров среди московского общества представлено достаточно. Воланд и его свита часто испытывали людей (Никанор Иванович, Алозий Могарыч, Варенуха и т.д.), и, если жертвы вели себя аморально и предпочитали материальные блага духовным ценностям, то их ждало наказание от высших сил. Таким образом, Булгаков показал не просто примеры верного и неверного нравственного выбора, а еще и изобразил страшные наказания с целью обличить плохие поступки. Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что в романе «Мастер и Маргарита» проблема нравственного выбора представлена многогранно. Мы видим великодушные поступки, которые совершают положительные герои Иешуа и Маргарита; перед нами предстаёт Понтий Пилат, который делает неверный выбор, но сам осознает свою неправоту; автор романа рисует картины ужасных наказаний для типичных представителей московского общества, показывая, что нельзя совершать порочные дела. Обновлено: Опубликовал(а): Олеся Яковлева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|