Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема нравственного выбора в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» (ЕГЭ по литературе)

На своем жизненном пути мы сталкиваемся со множеством препятствий. Одно из них – нравственный выбор. Именно от него зависит дальнейшая судьба человека. Борьба с собственной совестью, предательство своих идеалов и эгоизм или защита своего слова и своих убеждений. Принимать такие решения, порой сложные, с непредсказуемым концом, может далеко не каждый.

Так, проблему нравственного выбора поднимает Михаил Афанасьевич Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита», перед многими героями которого стоит своеобразная дилемма. Например, прокуратор Понтий Пилат, являющийся персонажем романа, создателем которого был Мастер, должен решить, кого из четырех человек, приговоренных к смертной казни, помиловать. Сначала его выбор пал на бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Герой заинтересовал прокуратора – в отличие от остальных, он был занимательным собеседником, проповедующим такие истины, как «все люди добры», «говорить правду приятно», «настанет время, когда вместо государства настанет храм истины», «трусость – самый страшный порок».

Трое других людей, приговоренных к казни, были разбойниками и убийцами. Однако слово для государства страшнее, чем преступление. Слово, обличающее пороки, мешающее безграничному произволу власти. Именно власть боится потерять Понтий Пилат. Струсив, он буквально «умывает руки», приговаривая философа к смерти, и допускает ошибку. В наказание художник слова обрекает его на бессмертную жизнь в одиночестве. Авторская позиция такова, что эгоизм и предательство собственных идей должны быть наказаны. Ведь именно совесть является внутренним регулятором человека, именно она в конечном итоге властвует над ним.

Помимо Понтия Пилата, ошибку так же допускает и сам Мастер. Он отказывается бороться за свои идеи, сжигая не признанный обществом роман. Проповедуя в нем истины, он не может защитить их, не отвечает за собственные слова и принимает решение сдаться. Мир без борьбы – не жизнь, а существование и, отказавшись от нее, Мастер оказывается обреченным на вечный покой, не видя света. Он вновь со своей возлюбленной, однако ничего более не приносит ему счастья. Его долг, как писателя, нести миру правду, но отныне писать он будет лишь для себя и Маргариты. Его герой – духовный самоубийца, не исполнивший свой моральный долг, борьбу за правду, предавший свои принципы.

А Маргарита, возлюбленная Мастера, в свою очередь делает правильный выбор. На балу вместо того, чтобы требовать собственного благополучия, она проявляет милосердие к Фриде и просит, чтобы ей перестали приносить платок. «Никогда не просите для себя», - дает ей урок Воланд. Несмотря на то, что на пути к своему счастью, возвращению Мастера, она выбрала неверные средства (связалась с нечистой силой и не заслуживает света), героиня проявила сострадание к чужим несчастьям, что является основой человеческой жизни. Любовь Маргариты самоотверженна, она живет Мастером, готова на все ради него, но все равно остается гуманной.

Нельзя избежать нравственного выбора, и только от человека зависит, каким он будет. Судьба редко предоставляет вторые шансы, поэтому нужно жить в гармонии со своими принципами и идеалами, всегда вести внутреннюю борьбу и не поддаваться искушениям эгоизма и принятым в обществе правилам.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.