|
Образ профессора Преображенского пример по повести Собачье сердце (Булгаков Михаил)На это указывает фамилия главного героя, профессора Преображенского. Для Булгакова операция Преображенского, социальная революция, "вся эта социальная кутерьма" - вещи одного порядка, они похожи в своём стремлении искусственно, на основе теории усовершенствовать человеческое общество и природу. Автор использует приём "остранения". когда основные события показаны через необычный "странный" взгляд. Это позволяет читателю взглянуть на Россию того времени глазами собаки. Она не принимает революцию, не выступает против неё, пёс может лишь отметить реальные изменения окружающей его действительности, это будто взгляд со стороны, отмечающий все детали. Удивительно, но произведение, написанное в 1925 году опубликовали лишь после смерти писателя в 1987 году в журнале «Знамя». В центре внимания Булгакова лежит проблема отношений между новой большевистской властью и старой интеллигенцией, драма пса Шарика и драма человека – профессора Преображенского. Прототипом Филиппа Филипповича был родной дядя писателя, известный в то время в Москве врач-гинеколог Николай Михайлович Покровский. Итак, для того, чтобы поближе познакомиться с профессором Преображенским, я выделила следующие основные способы создания образа данного реалистического персонажа: * Имя * Портрет * мировоззрение, принципы профессора. * положение Филиппа Филипповича в обществе, род деятельности * отношение к новой власти, революции 1). Имя Филипп Филиппович, подчеркивающее идею преемственности, перенятия обычаев предков, старых устоев, будто намеренно противопоставляется имени Полиграф Полиграфович, которое было выбрано наиглупейшим образом: с помощью календаря, и является олицетворением новых порядков. Фамилия "Преображенский" может быть связана с религиозным праздником "преображение" и как-бы намекает на желание героя внешне "преображать". Интересно то, как называет Преображенского Шарик, будучи собакой, способной на благодарность: "Божество, седой волшебник, Мой властитель" Пёс относится к нему с невероятным почтением, уважением и благодарностью: "Я знаю, кто это. Он волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки" Впервые мы встречаем профессора Преображенского, когда он спасает Шарика от смерти, давая ему кусок краковской колбасы. Собака, пытаясь выжить, отдаёт свою любовь и преданность «умственного труда господину». 2). Портрет Филиппа Филипповича динамичен, он показан глазами разных персонажей. 3). Произведение представляет нам 2 типа поведения человека, главными выразителями которых являются Швондер и профессор Преображенский. Революционеры-романтики, изначально предложившие романтическую идею равенства всех людей, "сотворившие" революцию со временем ушли "на задний план", предоставляя возможность таким, как Швондер и Шариков, использовать революцию ради собственного обогащения, искажая её неправильным пониманием столь великих идей. "Все должно идти своим чередом, каждый должен заниматься своим делом. " - такова точка зрения пр. Преображенского. "Разруха не в клозетах, а в головах" - говорит профессор. Современны замечания о том, что разруха – в головах; что лишь когда каждый займётся своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать, тогда «разруха исчезнет сама собой». 4).
Для того, чтобы обеспечить себя, Филипп Филиппович, учёный с мировым именем, вынужден заниматься практикой, хотя и говорит доктору Борменталю, что делает это не ради денег, а из научных интересов. В доме на Причистенке у профессора Преображенского сохраняются культурные традиции, порядки. 5). Преображенский принимает революцию, он не принимает отсутствие порядка в новом обществе, не принимает путей формирования этого самого "нового общества": " Так я говорю, никакой этой самой контрреволюции в моих словах нет. В них лишь здравый смысл и жизненная опытность." " Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный или даже коричневый!"
Булгаков на протяжении произведения никогда не был полностью согласен с Преображенским: он то посмеивался над героем и его высказываниями, то показывал его страшным, то выявлял его человеческие слабости. Несмотря на то, что профессор понимал опасность нарушения законов природы, но от опытов над человеческим мозгом не отказался. Просчёт, который не учёл профессор во время операции, привёл к негативным последствиям («Перемена гипофиза дала не омоложение, а полное очеловечивание»).
Таким образом, мы можем сказать, что Преображенский, отрицающий революционные преобразования в социальной жизни, сам того не замечая, проводит революционный эксперимент. Он, пытаясь вернуть молодость, нарушает законы природы; по сути, берёт на себя миссию Бога, искусственно сотворив "нового человека". Однако профессор вовремя осознаёт бесполезность своего эксперимента и возвращает все "на круги своя". У него есть своя позиция, он весьма категоричен, но видит свои ошибки и умеет их исправить: "Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе." Нарушение законов – как природных, так и нравственных может привести к катастрофе. Но, в отличие от литературного произведения, в реальной жизни проделать "обратный путь" окажется невозможным. Как писал Сахаров Всеволод Иванович, российский литературовед, литературный критик, член союза писателей СССР, "Собачье сердце" - шедевр булгаковской сатиры". Обновлено: Опубликовал(а): Беляевская Ева Сергеевна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|