|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Поэтика жанра романа Грэма Грина «Тихий американец» (*Общие критические статьи)Жанровое своеобразие романа Грэма Грина «Тихий американец» заключается в том, что он содержит в себе элементы детектива, но перед нами не классический детектив. Обычно в детективе ведущая роль принадлежит герою-расследователю, а сюжет построен на игре и сконцентрирован на сфере человеческой жизни. В романе «Тихий американец» детектив Виго не соответствует типичному образу детектива. В этом герое нет энтузиазма расследователя преступления, он утомлён жарой и Сайгоном, быстро соглашается вести допрос Фуонг без рассказчика, а перед допросом он, скучая и коротая время, читает книгу Паскаля «Мысли». Виго догадывается, что Фаулер причастен к убийству Пайла, но сдаёт в архив незаконченное следственное дело, так как совершенно не заинтересован в истине. Таким образом, черты детектива в романе "Тихий американец" присутствуют: это сообщение об убийстве Пайла в самом начале произведения, но само убийство происходит «за кадром»; писатель открывает нам детали, которые могли бы подсказать решение детективной загадки, открыть имя настоящего убийцы. Но автор ставит другие острые проблемы своего времени, например, предлагает читателям найти ответ на вопрос: что такой скромный и "тихий американец", как Пайл, делает во Вьетнаме, находящемся в состоянии войны; почему его убивают, ведь читателям сразу же становится понятно, что это не случайность. Главное отличие произведения Грэма Грина от детектива в способе подачи факта преступления, убийств, жестокости. Писатель освещает эти факты не как увлекательные события, призванные поддержать интерес читателя; он изображает действительность с психологической глубиной и в трагическом свете. Усилена социальная и нравственная проблематика романа. Несомненно, роман относится к художественному методу реализма. Грэм Грин был яростным противником колониализма, четыре года он жил в Индокитае, где шла война, чтобы увидеть всё собственными глазами. Французские колонизаторы уже не могли господствовать в своих колониях, на смену им шли неоколонизаторы – американцы, которые прикрывались лозунгами продвижения ценностей демократии и разыгрывая роль «спасителей» человечества. Американцы опирались на продажных местных политиков, желая придать «законный вид и толк» своему агрессивному вмешательству в дела чужой страны, и занять место французских колонизаторов. Всё это свидетельство того, что жанровое своеобразие романа «Тихий американец» в том, что он является ярким антиколониальным романом. Писатель стремится разоблачить зло, которое приносят американцы, «тихие американцы», которые верят в свои призрачные идеи, верят, что спасают мир и являются «светочем» демократии и в то же время забывают о ценности каждой человеческой жизни. Какие же черты антиколониального романа мы можем выделить в «Тихом американце»? Во-первых, в произведении Грэма Грина объективно и реалистично изображена действительность. Главный герой Фаулер показан в развитии, он занимает гуманистическую позицию по отношению к многострадальному вьетнамскому народу, который, по мнению этого героя, сам должен решить свою судьбу. Но, в отличие от большинства антиколониальных романов, произведение Грэма Грина пессимистично, так как корреспондент убеждён, что убийство Пайла не решит проблему жестокости по отношению к мирным вьетнамцам, так как на смену этому «тихому американцу» придут другие и продолжат насильственно внедрять «идеалы демократии». Ещё одной яркой жанровой особенностью «Тихого американца» является то, что в нём присутствуют элементы социального и политического романа, так как в нём остро поставлена проблема колонизации и проблема страданий и гибели людей в результате этой колонизации. В романе представлены три политические силы: вьетнамцы, французы и американцы. Писатель на стороне тех людей, которые борются за свободу и независимость своей страны. Но всё же нельзя однозначно причислить произведение Грэма Грина к политическим романа, так как политическая проблематика не является в нём главной. Он ближе к психологическому роману, так как в его основе внутренний конфликт главного героя Фаулера, который пытается найти истину. Несмотря на то, что название романа связано с Пайлом, потому что именно этого героя уже в самом начале на допросе Фаулер называет «тихим американцем», а следователь Виго с этим соглашается: «Очень тихий американец», - всё же в центре произведения внутренняя борьба Фаулера с самими собой, поэтому именно его и нужно считать главным героем романа. Итак, поэтика жанра романа "Тихий американец" тесно связана с тем, что он является сложным синтетическим образованием. В нём сочетаются признаки различных жанровых разновидностей. Мы можем выделить в нём элементы детективного, социального, политического, колониального, психологического романов. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|