Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Художественное своеобразие сказок Чуковского (на примере сказки «Мойдодыр») (*Общие критические статьи)

Сказка написана по «социальному заказу», но не стала скучной агитацией и пропагандой чистоты, а в весёлой и занимательной форме учит детей соблюдать правила гигиены, умываться, не ходить грязны. Писатель использует миф о переходе хаоса в порядок, создаёт мифологические образы Мойдодыра и Крокодила, образ которого является сквозным для многих сказок Чуковского. Сюжет сказки прост. Лирический герой – мальчик- грязнуля, от лица которого и ведётся повествование, находится в состоянии хаоса. Гармония нарушена из-за того, что он не умылся. В начале сказки, изображая хаос, автор оказывается от эпитетов, для того чтобы создать стремительный ритм, и перенасыщает текст глаголами:

«Одеяло // убежало, // Улетела простыня, // И подушка, как лягушка, // ускакала от меня». Сравнение «как лягушка» дорисовывает эту яркую и образную картину. Множество вопросительных предложений передают смятенное состояние героя: «Что такое? // Что случилось? // Отчего же // Всё кругом // Завертелось.

// Закружилось // И помчалось кувырком». Ощущение ситуации сумбура и сумятицы усиливает градация: завертелось, закружилось, помчалось колесом. Завязка начинается с появления Мойдодыра, в характеристике которого используются эпитеты: кривоногий и хромой. Речь умывальника полна отрицательных эмоционально-оценочных эпитетов, характеризующих «грязнулю»: гадкий, грязный, неумытый поросёнок, сравнение: ты чернее трубочиста. Речь Мойдодыра назидательна и поучительна, что оправдывается творческой установкой автора. Умывальник убеждает мальчика умыться, приводя в пример утят, мышат, котят, утят, жучков и паучков. Мифический образ Мойдодыра становится монументальным в его самохарактеристике: «Я – Великий Умывальник, // Знаменитый Мойдодыр, // Умывальников Начальник // И мочалок Командир!» Угрозы Мойдодыра и действия щеток не убедили мальчика в соблюдении чистоты, он просто сбежал. Но тут на помощь приходит «любимый Крокодил», который так напугал грязнулю, что тот побежал домой мыться, получив похвалу от Мойдодыра и восстановив порядок на прекрасных началах чистоты и красоты. Заканчивается сказка, как и требует замысел, призывом мыться, купаться, плескаться. Призыв к чистоте усиливается градацией.

Таким образом, художественное своеобразие сказки Чуковского «Мойдодыр» заключается в простоте сюжета, в динамичности его развития, в создании ярких мифологических образов, в его назидательности, которая выражена в игровой занимательной форме. Наиболее яркими художественными средствами являются олицетворения, подчас перерастающие в персонификацию. Одеяло, подушка, книжка, свечка – все предметы оживают, становятся активными. Сравнения создают яркие зрительные образы: «И мочалку, словно галку, // Словно галку, проглотил». Экспрессивность речи усиливается с помощью повторов и многочисленных градаций.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.