|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Художественное своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума» (*Общие критические статьи)XIX век – расцвет русской литературы; время, когда появилось множествго замечательных писателей. Один из них-А.С.Грибоедов. Самым же впечатляющим и открывающим глаза на современную автору действительность является комедия «Горе от ума». Датой начала работы над комедией принято считать 1820 год, датой завершения - год 1824. Это время отличалось, с одной стороны, консерватизмом мышления правящего большинства, с другой - зарождением и развитием прогрессивной мысли тех, кого после известных событий 1825 года назовут декабристами. К сожалению, не многие современники сумели прочитать комедию из-за ее запрета правительством. Кроме того, часть из них не сумела оценить новаторство Грибоедова в построении произведения. Попытаемся понять, в чем же заключалось художественное своеобразие пьесы, поставившее в тупик многих именитых критиков того времени. Чтобы приблизить свою комедию к современности и показать Россию со всеми ее нарождающимися конфликтами, драматург совместил особенности целых трех литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма. Это, очевидно, и шокировало более всего современников. В те времена главенствующие позиции в искусстве занимал классицизм, не предполагающий отступлений от выдвинутых теоретиками норм. Грибоедов, используя его черты, идет дальше. Во-первых, он расширяет и усложняет задачу комедии - высмеять и наказать порок. Следуя за жизнью, драматург не наказывает порок. Его Чацкий уезжает из столицы, «сломанной количеством силы старой». Во-вторых, драматург отказывается от языка «низкого стиля» и включает в комедию много слов высоких, помогающих оценить высокий патриотический настрой главного героя пьесы. В-третьих, Грибоедов нарушает единство действия, добавляя к любовному сюжету общественно-политическую линию. В-четвертых, он разрушает систему традиционных амплуа классицистической комедии: исчезаю! роли удачливого и неудачливого любовников ( ни Чацкий, ни Молчалин в финале не торжествуют): герои становятся шире своих амплуа. Так, Фамусов не только отец, не догадывающийся о романе своей дочери, но он и идеолог «века минувшего». Роль резонера теперь выполняет не второстепенный персонаж, а главный герой комедии. Наконец, Грибоедов отказывается от деления персонажей на отрицательных и положительных. Кроме того, в комедии «Горе от ума» явно прослеживаются черты романтизма. Во- первых. одним из центральных мотивов пьесы является мотив одиночества, характеризующий именно романтического героя. Во-вторых, главный персонаж вступает в открытое противоборство со всем обществом, со всей «фамусовской Москвой». В-третьих, налицо мотив путешествия. В-четвертых, основополагающим принципом построения комедии выступает принцип контраста, который прослеживается не только на уровне вступающих в противоборство персонажей, но и на уровне всей образной системы. Особенно показательна антитеза холода, стужи и огня, жары для обрисовки консерваторов и прогрессивно мыслящей молодежи. Третьим направлением, черты которого Грибоедов внес в свою комедию, стал реализм. В ней мы видим типичную картину того времени. Во-первых, она характеризуется общим отношением к чинам и службе. Так. формулой жизни для все барской Москвы становятся слова Скалозуба: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы...» - или Молчалина, обращенные к Чацкому: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И на границе брать и весело пожить...» Во-вторых, общим является отношение к деньгам. «Золотой мешок» - цель всей фамусовской столицы. Каким же образом получают чины и деньги, никого не интересует. Именно поэтому Фамусов готов отдать свою дочь за недалекого и грубого Скалозуба. В- третьих. показательно общее отношение к крепостным. Здесь могут выменять слуг, которые «и честь и жизнь» спасали, на «борзые три собаки». В-четвертых, характерно для консервативного общества и отношение к образованию: « Ученость - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Однако, кроме общих черт, герои обладают и чертами индивидуальными. Например, совершенно по-разному говорят Фамусов и Скалозуб. Первый - оратор, второй - образец солдафонского о косноязычия. Кроме того, система персонажей вся ориентирована на реалистическую манеру. Ни в классицистическом, пи в романтическом произведении не могло появиться такого огромного количества внесценических персонажей. Но именно они помогают Грибоедову показать масштабность назревшего в России конфликта и необходимость борьбы за преобразования в Отечестве. Прошло много времени с момента появления на свет великой комедии Грибоедова. Но и сегодня мы с удовольствием читаем книгу, в которой находим золотую россыпь мыслей, облеченную в форму пословиц, поговорок, фразеологизмов. Именно их концентрация в значительной степени отличает «Горе от ума» от других произведений, заставляет вновь и вновь обращаться к тексту. Обновлено: Опубликовал(а): Ksenia28 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|