|
Вы здесь: Критика24.ру › Блок Александр
Язык иносказаний в лирике А. Блока (Блок Александр)Попытаемся освоиться с «языком иносказаний», о котором пишет Брюсов, найти многозначные, символические образы, в основе которых лежит метафора, обратившись к «Вступлению», открывающему цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901 – 1902): Отдых напрасен. Дорога крута. Вечер прекрасен. Стучу в ворота. В первом двустишии дорога не просто путь среди земного пространства, но и метафорическая дорога как движение к небесному идеалу, воплощением которого является лирическая героиня. Терем в стихотворении – это метафорическое пространство, которое занимает лирическая героиня. Она рассыпает в своём тереме «жемчуга». Возможно, символическое значение жемчугов – это душа, прекрасные россыпи души героини. Метафоры «заря залегла», «красная тайна и входа легла» говорят о таинственности, загадочности героини, о её небесном происхождении. Образ терема создаётся с помощью многих метафор: Кто поджигал на заре терема, Что воздвигала Царевна Сама? Несомненно, слово «поджигал» имеет метафорическое значение: возможно, это отражение закатного солнца в стёклах терема. Хотя и терем, и заря, и «конек на узорной резьбе», «красное пламя», «румянец» на синих окнах - понятия условные, передающие внутреннее состояние лирического героя, его напряжённое стремление к идеалу. Образ любви часто создаётся с помощью метафоры огня. Так, в стихотворении «Одинокий, к тебе прихожу…» лирический герой «околдован огнями любви», он задаётся вопросом: Только скоро ль погаснут огни Заколдованной тёмной любви? Но метафора огня изображает и приближение героини: «весь горизонт в огне». В ранней лирике Блока много метафор – глаголов и глагольных форм, связанных с горением и угасанием, озарением: «разгорается мечта» («Ранний час. В пути незрима…» 1901); «ясный день догорает вдали» («Снова ближе вечерние тени…» 1901). Причём метафора служить средством создания как отвлечённого образа (мечта), так и природного (день). Рассмотрим ещё одно стихотворение Блока, где звучат основные мотивы первой книги лирики, созданные с помощью метафор: Восходя на первые ступени, Я смотрел на линии земли. Меркли дни – порывы исступлений Гасли, гасли в розовой дали. Но томим ещё желаньем горя, Плакал дух, - а в звёздной глубине Расступалось огненное море, Чей-то сон шептался обо мне… Метафора «ступени» означает духовный подъём, а синонимы-метафоры «гасли», «меркли» относятся как ко времени (дни), так и к чувствам лирического героя (исступлений). Огненное море – это, скорее всего, метафора закатного неба, но и возникают библейские аллюзии, связанные с побегом евреев из египетского рабства, когда море передними расступилось и они перешли его по суше, а затем за ними сомкнулось, то сеть возникает мотив освобождения и спасения от земного, суетного и приближения к идеалу. Метафора «шептался» интересна тем, что характеризует отвлечённое понятие «сон». Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|