|
Вы здесь: Критика24.ру › Блок Александр
Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока (Блок Александр)Во многих лирических произведениях раннего периода творчества Блока пейзаж и лирический портрет создаются с помощью психологического параллелизма: сопоставляется по аналогии состояние природы и внутреннее состояние человека. Стихотворение «Окрай небес – звезда омега…» (1899) композиционно делится на две части. В первой части создаётся образ природы, где автор использует метонимию и метафору: Окрай небес – звезда омега, Весь в искрах. Сириус цветной. Над головой – немая Вега Из царства сумрака и снега Оледенела над землёй. Образ холодного звёздного неба создаётся с помощи метонимии «из царства сумрака и снега», метафоры «оледенела», метафорического эпитета «немая» (Вега), усиливая мотив холодного безмолвия. Метонимия «из царства сумрака и снега» - это цитата из стихотворения Фета «Ещё майская ночь» (1857). Во второй части стихотворения с помощью развёрнутого сравнения создаётся лирический портрет: Так ты, холодная богиня, Над вечно пламенной душой Царишь и властвуешь поныне, Как та холодная святыня Над вечно пламенной звездой! Лексический повтор контекстуальных антонимов: холодная богиня, холодная святыня – пламенной звездой, пламенной душой (метафорический эпитет) усиливает противоречивость мира природы и мира лирической героини, которая подобна холодному, ледяному небу, а лирический герой обладает пламенной душой, как и звезда Сириус, образ которой довершает метафора «в искрах».
Греческой буквой «омега» астрономы обозначают «цветные» звёзды. Сириус – это альфа созвездия Большого Пса, самая яркая звезда на небе. Вега – альфа созвездия Лиры, одна из самых ярких звёзд Северного полушария. Время написания стихотворения – 1898 год – период влюблённости блока, о котором он написал в дневнике: «Я сильно ломался, но был уже страшно влюблён. Сириус и Вега». В стихотворении с Сириусом соотнесён лирический герой, с Вегой – её героиня. Тема её «холодности» и власти над героем ощутима в лирике 1898 – 1900 годов. Обратимся к ещё одному стихотворению Блока «Луна проснулась. Город шумный…», которое посвящено К. М. Садовской, на это указывают инициалы, предпосланные произведению: «К. М. С.». Пространство создаётся с помощью антитезы: шумный город (метонимия) – тихое место, где уединились герои: Он и Она. Образ города создаётся с помощью метафор: «гремит», «льёт огни», «звенит». Метафора «лились» повторяется и при описании лирических героев: Но если б пламень этой встречи Был пламень вечный и святой, Не так лились бы наши встречи, Не так звучал бы голос твой!.. Повтор метафоры «пламень» раскрывает силу любви между героями, но в то же время, в их душе живёт тревога, так как они боятся потерять свои чувства. Риторические вопросы указывают на это: Ужель живут ещё страданья, И счастье может унести? Рассмотрим, какие метафоры использует Блок при создании лирического портрета в стихотворении «Когда толпа вокруг кумира рукоплещет…» (1899). Стихотворению предпослан эпиграф из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»: «К добру и злу постыдно равнодушны, // В начале поприща мы вянем без борьбы». Внутреннее состояние лирического героя изображено с помощью метафор, отражающий противоречия в его душе. С одной стороны, его «болезненная душа» героя стремится к «святому огню» и «младости восходу». С другой стороны, он чувствует, что «корабль надежды потопил» (метафорический развёрнутый образ). Ещё один развёрнутый метафорический образ: «Затянут в бездну гибели сердечной» - передаёт отчаяние и тяжёлую тоску героя. Лирический герой противопоставлен толпе. Антитеза построена на синтаксическом параллелизме: Толпа кричит – я хладен бесконечно, Толпа зовёт – я нем и недвижим. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|