Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока (Блок Александр)

Во многих лирических произведениях раннего периода творчества Блока пейзаж и лирический портрет создаются с помощью психологического параллелизма: сопоставляется по аналогии состояние природы и внутреннее состояние человека. Стихотворение «Окрай небес – звезда омега…» (1899) композиционно делится на две части. В первой части создаётся образ природы, где автор использует метонимию и метафору:

Окрай небес – звезда омега,

Весь в искрах. Сириус цветной.

Над головой – немая Вега

Из царства сумрака и снега

Оледенела над землёй.

Образ холодного звёздного неба создаётся с помощи метонимии «из царства сумрака и снега», метафоры «оледенела», метафорического эпитета «немая» (Вега), усиливая мотив холодного безмолвия. Метонимия «из царства сумрака и снега» - это цитата из стихотворения Фета «Ещё майская ночь» (1857).

Во второй части стихотворения с помощью развёрнутого сравнения создаётся лирический портрет:

Так ты, холодная богиня,

Над вечно пламенной душой

Царишь и властвуешь поныне,

Как та холодная святыня

Над вечно пламенной звездой!

Лексический повтор контекстуальных антонимов: холодная богиня, холодная святыня – пламенной звездой, пламенной душой (метафорический эпитет) усиливает противоречивость мира природы и мира лирической героини, которая подобна холодному, ледяному небу, а лирический герой обладает пламенной душой, как и звезда Сириус, образ которой довершает метафора «в искрах».

Греческой буквой «омега» астрономы обозначают «цветные» звёзды. Сириус – это альфа созвездия Большого Пса, самая яркая звезда на небе. Вега – альфа созвездия Лиры, одна из самых ярких звёзд Северного полушария. Время написания стихотворения – 1898 год – период влюблённости блока, о котором он написал в дневнике: «Я сильно ломался, но был уже страшно влюблён. Сириус и Вега». В стихотворении с Сириусом соотнесён лирический герой, с Вегой – её героиня. Тема её «холодности» и власти над героем ощутима в лирике 1898 – 1900 годов.

Обратимся к ещё одному стихотворению Блока «Луна проснулась. Город шумный…», которое посвящено К. М. Садовской, на это указывают инициалы, предпосланные произведению: «К. М. С.». Пространство создаётся с помощью антитезы: шумный город (метонимия) – тихое место, где уединились герои: Он и Она. Образ города создаётся с помощью метафор: «гремит», «льёт огни», «звенит». Метафора «лились» повторяется и при описании лирических героев:

Но если б пламень этой встречи

Был пламень вечный и святой,

Не так лились бы наши встречи,

Не так звучал бы голос твой!..

Повтор метафоры «пламень» раскрывает силу любви между героями, но в то же время, в их душе живёт тревога, так как они боятся потерять свои чувства. Риторические вопросы указывают на это:

Ужель живут ещё страданья,

И счастье может унести?

Рассмотрим, какие метафоры использует Блок при создании лирического портрета в стихотворении «Когда толпа вокруг кумира рукоплещет…» (1899). Стихотворению предпослан эпиграф из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»: «К добру и злу постыдно равнодушны, // В начале поприща мы вянем без борьбы». Внутреннее состояние лирического героя изображено с помощью метафор, отражающий противоречия в его душе. С одной стороны, его «болезненная душа» героя стремится к «святому огню» и «младости восходу». С другой стороны, он чувствует, что «корабль надежды потопил» (метафорический развёрнутый образ). Ещё один развёрнутый метафорический образ: «Затянут в бездну гибели сердечной» - передаёт отчаяние и тяжёлую тоску героя. Лирический герой противопоставлен толпе. Антитеза построена на синтаксическом параллелизме:

Толпа кричит – я хладен бесконечно,

Толпа зовёт – я нем и недвижим.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.