|
Использование метафор и метонимий в раннем творчестве А. Блока при создании образов-символов. (ЕГЭ по литературе)В отличие от бытовых, привычных, «стёртых» метафор, в поэзии языковая метафора должна быть художественно действенной, метафорический смысл поэтической метафоры должен быть свежим, живым и оригинальным. Оживление метафоры производится различными способами. Первый способ заключается в следующем: слегка изменив употребление слова, мы можем избавить его от автоматизма восприятия, придав ему новую жизнь. Например, привычное словосочетание «перистые тучки» Блок преобразует в поэтически новое словосочетание «в золотистых перьях тучек». Ю. Н. Тынянов считал, что «искусство Блока – прежде всего структура эмоциональная» [6, 244]. Рассмотрим, как эта эмоциональная структура выстраивается в стихотворении Блока «Она молода и прекрасна была…» (1898) с помощью лексического повтора метафоры «разрывалось» (сердце). Каждая из трёх строф этого стихотворения завершается одной и той же строкой – «Как сердце моё разрывалось!» Повтор метафоры создаёт единство темы, которая варьируется и движется через строфы в виде звеньев одной цепи. На первый взгляд, этот приём позволяет обнаружить глубинную, содержательную связь с лирикой Фета, который решал любовную ситуацию в постоянном соотнесении с природным началом. В первой строфе стихотворения Блока задано сопоставление возлюбленной с речным пейзажем: Она молода и прекрасна была И чистой мадонной осталась, Как зеркало речки спокойной, светла. Как сердце моё разрывалось!.. Образ лирической героини создаётся с помощью эпитетов «молода», «прекрасна». «светла» и сравнений «чистой мадонной», «как зеркало речки спокойной», которые подчёркивают нравственное совершенство, внутреннюю гармонию главной героини. Обратим внимание на метафору «зеркало речки», взятую из мира природы и быта, которые призваны усилить мотив душевного покоя девушки. Во второй строфе поэт развёртывает природный образ и одновременно ведёт тему душевной отчуждённости участников любовной ситуации: Она беззаботна, как синяя даль, Как лебедь уснувший, казалась; Кто знает, быть может, была и печаль… Как сердце моё разрывалось! В третьей строфе тема природы вообще исчезает: Когда же мне пела она про любовь, То песня в душе отзывалась, Но страсти не ведала пылкая кровь… Как сердце моё разрывалось! Именно в финале драматизм любви выступает наиболее резко. Кроме того, что тема природы здесь отсутствует, так как природные образы необходимы поэту только для характеристики героини. Метонимия в сочетании с метафорическим эпитетом «пылкая кровь» помогает понять основную идею лирического произведения: «Но страсти не ведала пылкая кровь». Возлюбленная непонятна, непостижима герою в своём спокойствии, в своей «лебединой» невозмутимости». Ведущим выступает мотив взаимного непонимания. Лирическое «я» в стихотворении Блока стремится к единству, к гармонии, но эта цель недостижима. Метафора «разрывалось» в повторяющихся строках должна быть гармонизирующим, связующим звеном, но в стихотворной ткани она, наоборот, создаёт дисгармонию: движение психологической темы обнаруживает эту дисгармонию в композиции. Таким образом, из этого стихотворения «природная тема» выпадает, поэтому в финале природа отсутствует, потому что её там не было. И река, и лебедь оказываются только сравнениями, возможными, но не обязательными: они могут присутствовать, передавая холод и отчуждённость лирической героини, но могут и не быть в стихотворении. Это условные образы, поэтические штампы. В этом произведении «человек» и «природа» показаны в статичном состоянии, движение отсутствует. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|