|
Какова роль образов-символов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)Творчество А. Н. Островского сильнейшим образом повлияло на развитие всего российского театра. Его наиболее известная пьеса “Гроза”, авторское определение жанра которой — драма, исследует важные темы не только для того времени, но и актуальные и по сей день: социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Немаловажным аспектом пьесы является её символика. Образы-символы играют большую роль в произведении: они служат создании глубины пьесы, помогают передать мысли автора, его позиции. Образы-символы — такие образы, которые скрывают за собой неочевидные значения, по сути условно обозначают какие-либо понятия, идеи, смыслы. Первый символ встречается в самом названии. Образ грозы многогранен, и каждая грань символизирует разные смыслы и выполняет разные функции в пьесе. Грозу в произведении можно назвать отдельным персонажем, несущим свою функцию для сюжета. Она служит отражением элементов сюжета: в экспозиции и завязке население города нередко заводит разговор о грядущей грозе, а в кульминации гроза толкает Катерину на признание всему городу в измене, отражая её внутренние чувства и переживания. Кроме того, именно во время грозы некоторые герои идут на протест “тёмному царству”: Катерина бросается в воду, не вынося жизни при “домострое”, Кулигин язвит “самодурам” по поводу её смерти: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!”, Кабанов же откровенно обвиняет Кабанову в смерти жены: “Вы её погубили! Вы!”. Гроза является символом протеста, бури в обществе, несогласия со старыми укладами жизни. Второй образ-символ — река Волга. С её описания начинается драма, событиями на её берегу и заканчивается, таким образом пьеса выглядит закольцованной, так как начало и конец между собой рифмуются. Образ Волги символизирует смерть. Во-первых, потому что, по древнерусским поверьям, река разделяет миры мертвых и живых, в границах “Грозы” – разделяет город Калинов, повязнувший в жестокости духовно мертвых людей, “самодурстве” и купечестве, и остальной мир, куда так отчаянно стремилась Катерина. Во-вторых, сумасшедшая барыня, предвещая Катерину о горении в огне и кипении в смоле, указывает на Волгу: “Вот красота-то куда ведёт… в самый омут”. Волга обозначает собой смертельную силу, однако судит справедливо: Катерина, не справившись с ежовыми рукавицами устаревших традиций, умерла, не наложив на себя руки, а именно ударившись о якорь, что дает ей возможность примириться с Богом. Ещё одним важным символом драмы является образ птицы, о которой не раз говорила Катерина. Именно Катерину птица и символизирует: девушка, как запертая в клетке птица, стремящаяся к свободе, не способная смириться с жестокостью действительности. Героиня не успела насладиться беззаботной юностью из-за раннего замужества, поэтому она в своей наиболее известной реплике вопрошает: “Отчего люди не летают, как птицы?”. Она не может согласиться с неволей, представляет себя безмятежной птицей, но, не найдя в себе силы противостоять влиянию свекрови, решает всё закончить радикально и окончательно. Таким образом, А. Н. Островский наполнил свою драму множеством различных символов, открывающих возможность анализировать пьесу на разных уровнях. В своём произведении он запечатлевает как маленькую обособленную историю, так и мир купечества того времени в целом, и в этом ему помогают образы-символы. Обновлено: Опубликовал(а): Деня Федосеев Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|