|
Вы здесь: Критика24.ру › Пушкин А. С.
Философия истории у А. С. Пушкина (Пушкин А. С.)Философия истории – это область общих идей и представлений о ходе и смысле исторического процесса, о месте человека в нем. Философия истории стала часто использоваться писателями в своих произведениях, особенно в 30-е годы XVIII века. Для многих литературных деятелей обращение к философско-исторической мысли приводило к отказу от специфического языка искусства, к умалению эстетической составляющей произведения. Перед творцами стояла сложная задача: органически включить новые идеи в свою художественную систему. В сферу искусства философия история была введена А. С. Пушкиным. Она стала неотделима от самого художественного образа произведения. «Медный всадник», наилучший пример работы поэта в этом направлении, создавался в то переломное время, когда вопрос о путях дальнейшего развития с необычайной остротой встал не только перед А. С. Пушкиным («Куда ж нам плыть?»), но и перед всей русской литературой в целом. Поэма открывается исторической интродукцией, которая с самого начала определяет восприятие последующего повествования. Соотношения Петра I из «Вступления» и его изваяния — медного всадника, являющегося стержневым образом поэмы, создают у читателя ощущение своеобразной исторической арки, переброшенной от одной эпохи к другой, помогают раскрыть идею связи времен, непрерывности исторического движения, придать всему конфликту произведения искомый философско-исторический смысл. Медный Всадник в пушкинской поэме — грандиозная смысловая метафора: воплощение «отлитого в бронзе» исторического времени. «Медный всадник», как известно, не первая историческая поэма А. С. Пушкина. Одной из важнейших вех в процессе формирования историзма пушкинской поэзии была «Полтава». Именно кропотливая работа над историческим материалом для «Полтавы» открыла поэту возможность художественного проникновения в историю. «Пользуясь множеством исторических материалов, — отмечал Н. В. Измайлов, — Пушкин создал в «Полтаве» подлинно историческую поэму, в его понимании этого жанра, где каждый исторический факт, каждая самая мелкая деталь, каждый оттенок в словах, мыслях и действиях исторических героев могут быть подтверждены ссылками на источники». Таким образом, философия истории в произведениях А. С. Пушкина определяется гением поэта, позволившего ему как художнику взирать на прошлое глазами историка. Подобное объединение истории и литературы явилось новой ветвью развития как трудов самого творца, так всей русской литературы в целом. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Цветкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|