|
Потребности, мотивы, эмоции, смысл: краткая характеристика и соотношение (по А.Н.Леонтьеву) (Психология)В школе Алексея Николаевича Леонтьева выделение отдельной определённой деятельности осуществляется по такому критерию как мотив деятельности. Под мотивом обычно подразумевается «движущая причина» деятельности, то, ради чего происходит её исполнение. Сам Леонтьев считал такое определение излишне широким, так как оно, во-первых, не уточняло природу подобного «двигателя», во-вторых, также распространялось на некоторые побуждающие факторы, которые однако не могут быть отнесены к мотивам. Поэтому Леонтьев ввёл новое, более узкое понимание мотива в качестве предмета потребности. Для потребностей Леонтьев составил два определения: 1. потребность - «внутреннее условие», обязательная предпосылка любой деятельности, не способная самостоятельно вызвать направленную деятельность, но служащая ориентиром для ориентировочно-исследовательской деятельности по поиску объекта, способного помочь в утолении потребности. 2. потребность — регулятор деятельности субъекта в предметном мире после встречи субъекта и объекта. Первое определение можно охарактеризовать как «виртуальная потребность», «потребное состояние» или же «нужда» .второе определение несёт в себе представление о наличии конкретного объекта потребности, её называют «активной потребностью». Можно сказать, что речь идёт о двух ступенях в развитии потребности: неопредмеченная потребность может перейти на следующую стадию развития через запечатление объекта в качестве предмета потребности. По сути, на первой стадии потребность можно назвать отражённой на уровне психики нуждой(биологической необходимостью), состояние такой потребности отражается через действие интерорецепторов, сигналы которых заставляют организм начать действия по поиску средств удовлетворения возникшей потребности. Разумеется, необходимо учитывать, что предметом потребности может выступать не реальный объект, а отдалённое понятие, и «реальность» предмета потребности не влияет на её силу. К примеру, рассмотрим ситуацию, в которой мама пытается накормить ребёнка нелюбимой кашей, обещая ему в награду конфету. Было замечено, что в случае если ребёнку показывали конфету, он проявлял куда меньшую активность в совершении требуемой деятельности, чем тот ребёнок, который не имел перед собой реального образа конфеты и выстраивал его в своём воображении. Воображаемый образ предмета потребности зачастую оказывается более привлекательным, чем сам предмет в реальности. Важную роль имеет процесс осознания мотивов, благодаря которому можно отделить истинный мотив от мотивировки. Мотивировка — это называемая самим человеком причина его действий, которая не всегда является истинной. В определении мотива Леонтьев особо выделяет анализ эмоций человека, называя их непосредственным переживанием смысла цели. Так как смысл цели определяется стоящим за ней мотивом, то эмоции могут рассматриваться как мотивы в субъективной форме своего существования. Как пример можно привести историю о девушке, решившей поступить в вуз вместе со своим возлюбленным. Цель девушки — поступление в вуз, но увидев в списке поступивших себя, радости она не испытала, не смотря на то, что цель была выполнена. В чём причина подобной реакции? Как оказалось, возлюбленный девушки не смог поступить, и её истинный мотив — учиться вместе с ним — не был исполнен. По проявленным девушкой эмоциям можно легко заметить, что её цель потеряла для неё свой смысл. Конечно, не всегда можно точно определить истинный мотив, но эмоции могут помочь человеку попытаться выявить его, откинув в сторону ложные мотивировки. Обновлено: Опубликовал(а): Alex_KR Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|