|
Вы здесь: Критика24.ру › Сочинение на свободную тему
Теории происхождения государства (Сочинение на свободную тему)Происхождение государства – весьма важный и в то же время неоднозначный вопрос, занимающий особую нишу в правовых, исторических и связанных с ними науках и, конечно же, в науке политологии. Такая его актуальность, вне всяких сомнений, обусловлена рядом фактором, а в частности, фундаментальной важностью такого института, как государство. Государство – это, в первую очередь, организация власти, организация отношений между обществом, проживающим на определенной территории и его правителями . Можно сказать, что это выработанная годами, наиболее эффективная и рациональная форма совместного существования людей. В наше время, государство – это сложнейшим образом, устроенный институт, занимающий центральное место в политической системе. Характеризуя государство со стороны современной науки и нынешних реалий, приходится говорить о таких непременных его составляющих как территория, наличие суверенитета, армия, исключительное право на правотворчество и прочее. Разумеется, государство, таким, каким мы его знаем, было не всегда. Тысячелетия назад такой способ организации отношений между людьми только формировался, а кроме того, значительно меньше были и масштабы государств. Какие же причины привели к формированию и становлению такого института? Что явилось основой для его создания? Почему в конечном итоге сложился такой сложнейший и многозадачный институт, который мы имеем в настоящее время? Существует ряд теорий, подходов к раскрытию данной проблемы, позволяющих ответить на выше поставленные вопросы. Именно их мы и будем рассматривать в нашей работе. Таким образом, целью данной работы является выявление наиболее рационального и оправданного подхода к вопросу происхождения государства, в связи с чем, предстоит выполнить ряд задач, а в частности, провести анализ вопроса происхождения государства и существующих по данной проблематике концепций. В наше время, в научной среде существует немалое количество разнообразных подходов к вопросу о возникновении государства. Как правило, каждый из них сформирован вокруг какого-либо одного фактора, либо же узкого их круга. Такое положение вещей, главным образом, вызвано тем фактом, что исследователи, сформировавшие ту или иную концепцию, а также их последователи, мыслят о происхождении государства в довольно узком русле – русле своего собственно мировоззрения, а также соответствующих научных взглядов и интересов. В качестве подтверждения вышеописанных подтверждений можно рассмотреть, например, психологическую концепцию происхождения государства. Такой подход входит в число основных, хотя, возможно, и не самых популярных. Его основоположниками по праву считаются Зигмунд Фрейд и Лев Петражицкий, которые, являясь учеными и исследователями в области психологии, как раз последней и пытались объяснить все существующие в нашем мире явления и процессы . Действительно, психологическая теория происхождения государства гласит, что его возникновение связано с особенностями человеческой психики. Кто-то, по своей природе, способен только подчиняться, а другие, наоборот, нуждаются во власти, в управлении другими. Безусловно, с данным тезисом сложно не согласиться, однако, насколько только одного его может быть достаточно для объяснения такого сложного явления как государство? По своей однобокости и утрированности не уступает вышеописанному подходу и материалистическая концепция. Последняя, в свою очередь, зиждется на основах марксизма, в лице неизменных Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ильича Ленина. Соответственно, по их мнению, происхождение государства вертится вокруг экономических причин. Аналогично, можно привести и органическую концепцию, представленную естествоиспытателями, последователя Чарльза Дарвина. Впрочем, данный подход не претендует на то, чтобы усматривать в происхождении государства только одну значимую причину, а только лишь проводит параллель между частями государства и частями живого организма. На наш взгляд, особое место среди основных подходов к происхождению права занимают теологическая и патриархальная теория, причем, считаем целесообразным рассматривать их в совокупности. Теологическая теория нашла свою наибольшую разработку в трудах средневекового философа, мыслителя и богослова – Фомы Аквинского . Суть ее заключается в том, что государство – это продукт божественной воли, то есть, такое устройство общества, которое дано нам от Бога. Соответственно, государственная власть также результат божественного произволения, а значит, подчиняться ей – обязанность каждого человека. Патриархальная теория, среди основоположников которой можно назвать, в частности, Аристотеля, гласит, что в основе формирования государства лежит семья, а также ее иерархичность. То есть, государство – это логичное следствие из более малого, но аналогичного, характерного для людей устройства взаимоотношений между ними . Члены семьи подчиняются отцу, члены государства - правящей власти, а все они в совокупности, а также и правитель – Богу. Как раз в данном факте и усматривается определенная взаимосвязь между теологической и патриархальной теорией. Среди основных концепций происхождения государства выделяют, так называемые, наиболее признаваемые и популярные в наше время, можно сказать основные среди основных, и такими концепциями являются теория насилия и теория договора. Теория насилия получила свое развитие в трудах Евгения Дюринга, Людвига Гумпловича и прочих исследователей. Суть ее в том, что государство – это результат войн между людьми, насильственных захватов территорий, желания властвовать одних над другими. Таким образом, государства, которые мы имеем сейчас, а также и те государства, которых уже нет на карте – это государства, главной причиной возникновения которой стал военный фактор, захватнические войны, в связи с чем, собственно на определенной территории и сложилась такая форма организации отношений в обществе. Теория договора, напротив, усматривает в корне происхождения государства добровольный договор между людьми, необходимость которого была обусловлена, грубо говоря, достижением лучшей жизни. Известно, что общество существует более эффективно и благоприятно в том случае, если каждый занимается тем, что у него получается лучше всего. Земледельцы обеспечивают государство продовольствием, военные защищают его от нападений, наиболее подходящие для управленческих функций – правят им. Собственно, с такой целью, то есть с целью мирного и рационального сосуществования, и было создано государство, в соответствии с рассматриваемой нами теорией. Данная концепция нашла свое отражение в трудах Гуго Гроция, Жан-Жака Руссо и других ученых . Условно говоря, можно рассматривать договорную теорию и теорию насилия как теории противоположные друг другу, можно сказать, теории – антонимы. Возможно, именно за счет этого, а также за счет того, что они не сильно ограничивают ряд причин, которые могли бы играть вспомогательную роль в построении государства, данные концепции и считается в научных кругах нашего времени наиболее состоятельными. Кроме того, стоит выделить и ирригационную концепцию, предлагаемую Карлом Виттфогелем. На наш взгляд, данная теория скорее определяет причины локализации государств, чем непосредственные причины происхождения такой формы взаимоотношений людей. Суть ее, соответственно, заключается в том, что водные объекты, рядом с которыми было возможно длительное, оседлое существование людей, являлись центром локализации обществ. Правда помимо факта локализации, Виттфогель также полагал, что строительство вокруг водных объектов требовало четкого управления, в связи с чем и начала складываться система власти и подчинения, в конце концов, сформировавшаяся в государство. Таким образом, рассмотрев основные из ныне существующих концепций происхождения государства, можно сделать некоторые выводы. Разумеется, в первую очередь, необходимо подробно остановиться на том, что государство, также, как и большинство других социальных явлений, представляет собой явление сложнейшее, противоречивое, имеющее весьма сложную, иерархичную структуру. Соответственно, весьма нецелесообразно предполагать, что для его происхождения было бы достаточно только какого-либо одного фактора. Получается, что, таким образом, признать какую-либо концепцию истинной, а остальные однозначно отвергнуть, также было бы абсолютно нелогичным и нерациональным. Напротив, рационально было бы рассматривать происхождение государства с точки зрения совокупности факторов и аспектов, предлагаемых теми или иными теориями . Например, теологическая теория, вкупе с патриархальной обрисовывают вполне обоснованные предпосылки для формирования такого института как государство. При этом, если мы говорим о том, что Бог, создавая человека предусмотрел определенную иерархию власти в обществе, то мы аналогично можем говорить и о том, что он предусмотрел определенные черты и качества, свойственные человеку, среди которых можно назвать в частности предрасположенность к совместной жизни, что сущест Обновлено: Опубликовал(а): Trotskaya Внимание! Спасибо за внимание.
|
|