|
Психология. История постановки проблемы целостности и сущность целостного подхода в психологии (Психология)В конце девятнадцатого века начали возникать закономерные вопросы относительно тенденции к элементаризму в классической (интроспективной) психологии. Проблема заключалась в том, что наблюдаемые психологические факты в этот принцип не вписывались и не могли быть им объяснены. Так, англичанин Джон Стюарт Милль предложил идею психологии как «ментальной химии», подразумевая, что совокупность элементов как целое имеет новые свойства, какими сами элемент могли и не обладать (по аналогии с образованием новых свойств при реакциях соединения в химии). Он противопоставил эту идею механическому подходу , в котором целое представляло из себя лишь сумму составляющих его элементов. Постепенно всё большее количество психологов начало разделять данную позицию. Это новое качество, качество целостности, выделил Христиан фон Эренфельс, учившийся у основателя фунцкионалистического направления интроспективной психологии, и предложил для него название «гештальт-качества». Примером такого качества Эренфельс назвал восприятие мелодии, при которой мелодия продолжает восприниматься и узнаваться человеком, даже если все её составляющие были изменены (к примеру, при смене тональности). Более того, сторонники Австрийской школы целостной психологии называли целое предшествующим элементам, то есть элемент определяется как производная часть от изначально цельного предмета. Таким образом, любой анализ должен идти от целого к элементам, так как при обратном подходе невозможно отразить все свойства целого, ведь целое характеризуется признаками, которые не свойственны составляющим его элементам. Обновлено: Опубликовал(а): Alex_KR Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|