Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образы ночлежников по пьесе На дне (Горький Максим)

Драма М.Горького «На дне», написанная им в 1902 году, становится отражением жизни нищих, «опустившихся» людей, показывает их быт, их мысли и мировоззрения. Писатель в своем произведении продолжает традиции критического реализма, начинавшего складываться с 40-х годов 19 века. Предметом исследования Горького становятся социальные условия русской действительности рубежа веков и ее отражение в сознании героев. Каждый образ произведения заключает в себе множество деталей, каждый персонаж интересен своей историей, своим отношением к жизни и требует отдельного рассмотрения. Разнообразие образов в пьесе, их внутренняя противоречивость позволяет автору создать «удивительно русский колорит» (И.Ф.Анненский). И хотя мы говорим о духовном разложении и нравственном упадке обитателей ночлежки, тем не менее в основе пьесы стоит философский конфликт – столкновение взглядов, отношения героев к различным явлениям жизни.

Горький также пытается определить социальные причины, воздействовавшие на характер героев, для чего рассказывает их предысторию посредством диалога.

Первое действие пьесы начинается с описания ночлежки, что позволяет драматургу ввести нас в этот мир нищеты и упадка. Напоминает тюрьму «подвал, похожий на пещеру», с его тусклым, почти отсутствующим светом и нарами вокруг стен, в котором уживаются более десяти человек. Во втором действии герои даже запевают тюремную песню, которая несет особый смысл: «солнце всходит и заходит» снаружи, во всем мире кипит жизнь, в то время как в их «тюрьме» темно и сыро, всё здесь перестало развиваться, застоялось. Именно в такой атмосфере и живут герои пьесы М.Горького.

Общее мест жительства, наряду с другими приемами обрисовки персонажей, как настоящее и прошлое героев, их мечты и стремления или отсутствие оных, отношение к Луке, имя или прозвище, и др., позволяют отследить некоторые закономерности в судьбе «людей дна», выяснить причины, по которым они здесь оказались и понять авторское к ним отношение.

В списке действующих лиц писатель дает краткое представление героев: у кого-то мы узнаем профессию и имя-отчество, описание других же ограничивается лишь прозвищем и указанием возраста. Но уже отсюда мы можем сделать вывод, что здесь, «на дне», оказываются люди разных поколений и с разными умениями.

Герои пьесы не связаны одной сюжетной линией, некоторые из них даже не вступают в диалог друг с другом. Единственным связующим звеном между ними становится Лука – шестидесятилетний странник, появляющийся в конце первого действия. Биография его туманна, восстановить её можно лишь по отдельным фразам и намекам: в молодости он много увлекался женщинами («Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было..."); вероятно, в связи с одним из таких увлечений, Лука "ошибся однажды", и попал в Сибирь, на каторгу или поселение, а затем оттуда сбежал. Теперь бродит он "без бумаг" с места на место по стране, узнавая людей и в какой-то степени просвещая их. Роль Луки в пьесе чрезвычайно важна – на основе столкновения его мировоззрения с убеждениями других героев и раскрывается философский конфликт произведения. Лука, будучи мягким, добрым и гуманным человеком, находит ко многим подход и тем самым возрождает в обитателях ночлежки веру в лучшее будущее.

Сильное влияние своими речами оказывает странник на Актера. Этот герой ранее работал в театре, играл в спектаклях, отрывки, фразы из которых ему и сейчас вспоминаются («В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь…»). На момент действия пьесы Актер только пьянствует и даже не пытается как-либо изменить своё положение. «Мой организм отравлен алкоголем» - заявляет он и признает, что эта пагубная привычка разрушила его жизнь. Кардинально меняется отношение Актера к своей жизни после прихода Луки: слова странника заставляют пьяницу бросить пить и начать копить деньги на дорогу до таинственного города, где находится лечебница для алкозависимых. После ухода Луки Актер осознает реальную безысходность своего положения и совершает самоубийство, которым и заканчивает пьеса Горького. Судьба его явно ассоциируется с судьбой героя «притчи о праведной земле», которую рассказывает ночлежникам странник. Самоубийство Актера можно интерпретировать по-разному. Для кого-то это может показаться проявлением слабости, а кто-то скажет, что герой набрался сил для того, чтобы покончить со всем. Возможно, верны обе точки зрения: слабый герой, осознав гибель своей души и утрату веры, совершает сильный поступок, отдав предпочтение смерти физической вместо смерти духовной.

Благотворно влияет Лука и на Настю – романтичную «девицу» 24 лет, живущую в мечтах и фантазиях. Жители ночлежки высмеивают и осуждают девушку за её приверженность к выдумыванию фактов биографии на основе прочитанных романов. Странник же успокаивает Настю, дарует ей веру: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!». Удивителен тот факт, что живущая посреди мрака и грязи двадцатилетняя девушка, не видевшая в своей жизни ничего светлого, сохраняет девическую мечтательность и некую детскую наивность. По словам Бубнова, своими фантазиями она «пытается душу себе подкрашивать».

Успокаивает Лука душу Анны – еще молодой женщины, умирающей в этом подвале от чахотки. Провела она тяжелую жизнь со своим мужем - Андреем Митричем про прозвищу Клещ, сорокалетним слесарем. По словам Анны, муж её постоянно избивал («Побои… обиды… ничего кроме – не видела я… ничего не видела!"). Анна является доброй, кроткой, незлопамятной женщиной. Даже находясь при смерти, она продолжает заботиться о муже, который причинил ей много зла. Муж её, Клещ, работящий человек, с детства приученный к труду, мечтает выбраться «со дна», чем отличается от других жителей ночлежки.

Актер, Настя, Анна… Этих героев можно назвать слабыми, и поддержка Луки им была необходима. Подаренная им надежда смогла вселить в них духовную силу и успокоить душу. Но есть в пьесе и такие персонажи, которые не прислушиваются к словам старца или и вовсе опровергают их. Сатин – пьяница, шулер, отсидевший в тюрьме за убийство – осуждает философию Луки и называет её «религией рабов и хозяев». Из реплик героя мы узнаем о его прошлом: когда-то он был хорошо образован, много читал и имел работу. Сейчас он потерял всё это, и его основное времяпрепровождение – это игра в карты и пьянство. Несмотря на такой образ жизни, герой не теряет собственной точки зрения. В заключительном четвертом действии мы слышим два его монолога, в которых обличается неверность рассуждений Луки. «Человек – вот правда!» - заключает Сатин, и эта его мысль противопоставлена точки зрения странника, выявляющего главенствующую роль сострадания. Важно отметить, что именно Сатин в пьесе является героем-резонером: в его монологи вложены мысли самого Горького. Исходя из этого, можно увидеть и авторское отношение к героям пьесы.

Нередко возникает в действии драмы и сорокапятилетний картузник Бубнов. С ним ведет диалог Сатин, Актер, Клещ и другие персонажи. В прошлом Бубнов был скорняком - мастером по изготовлению изделий из меха и кожи, имел свою мастерскую. Также известно, что Бубнов был женат, однако В результате развернувшейся семейной драмы он потерял свое дело и остался в нищете.

Барон - мужчина 33 лет, дворянин по происхождению. По его словам, предки его были богатыми «выходцами из Франции», а дед занимал высокий пост при Николае 1. Отсидел в тюрьме за растрату казенных денег и теперь оказался «на дне». Барон осознает своё нынешнее нищенское положение и, подобно другим героям, смиряется с ним: «Нечего ждать… Я – ничего не жду!». Как становится известно из сюжета пьесы, он живет с Настей, которая обеспечивает его «деньгами на выпивку». В четвертом действии мы видим их ссору, в которой любящая выдумку мечтательная девушка смеётся над рассказами Барона о прошлой жизни: «Врешь! Не было этого!».

Наличествует в драме и ряд других образов, о которых мало что известно. В отличие от вышеперечисленных героев, они не играют важной роли для понимания основной мысли произведения и существуют скорее для создания обстановки «дна жизни» и изображения русского колорита. К таким героям можно отнести Квашню – торговку пельменями, молодого Алёшку-сапожника, Татарина, Кривого Зоба и других, редко появляющихся в пьесе персонажей.

В пьесе «На дне» Максим Горький создаёт множество образов с различными жизнями, мыслями, стремлениями. Именно сознание ночлежников и проявившиеся в нем стороны русского национального характера становятся для писателя основным предметом изображения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.