Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Спор ночлежников о человеке по пьесе На дне (Горький Максим)

Пьеса «На дне» была написана более восьмидесяти лет тому назад. Все это время вокруг нее не прекращали возникать споры и разногласия. Объяснить это можно огромным количеством проблем, поставленных автором, которые на различных этапах исторического развития общества приобретают новую актуальность. К тому же, сама позиция автора в этом произведении весьма противоречива и неоднозначна. Кроме того, на судьбу пьесы, на ее восприятие социумом повлияло то, что свои сложные философские идеи автор искусственным образом упростил, превратив их в лозунги, которые взяла на вооружение официальная пропаганда недавних лет. На плакатах того времени часто красовалась надпись: «Человек – это звучит гордо!» Эта реплика одного из персонажей пьесы была почти такой же распространенной, как лозунг «Слава КПСС!», а сам монолог Сатина о Человеке дети в школе заучивали наизусть.

В наше время пьесу «На дне» М Горького хочется перечитать заново, внимательно и непредвзято присмотреться к ее персонажам, проанализировать их слова и поступки.

Пьесу Горького можно назвать новаторским литературным произведением. Основным содержанием пьесы являются не столько судьбы людей, сколько столкновение взглядов, спор о Человеке, об его возможностях и смысле жизни. Эпицентр этого спора – проблема правды и лжи. Какой нужно воспринимать эту жизнь: такой, какой она является на самом деле для обитателей «дна», со всей мрачностью и безысходностью, или такой, какую можно представить в иллюзиях, с возможностью исправить любое положение и достичь поставленной цели? Этот спор начинается между обитателями ночлежки до появления Луки и продолжается после ухода старца. Еще в начале пьесы Настя тешит себя мечтами о возвышенном чувстве, заимствуя его бульварного романа, а Квашня живет иллюзией о том, что она свободная женщина. И практически сразу этот иллюзорный мир разрушается, столкнувшись с роковой правдой жизни.

Если внимательно присмотреться к образу Луки, то можно отметить, что именно этот герой пьесы вызывает самые ожесточенные споры, составляя ее драматургический нерв. Старец Лука утешает людей. Но чем можно утешить опустившихся на самое «дно» жизни босяков: бывшего актера, безработного, умирающую женщину, потомственного вора? Лука использует ложь, как словесный наркотик, как обезболивающее средство. Он вселяет в обитателей ночлежки иллюзии о светлом будущем, причем, имея огромный жизненный опыт, Лука точно знает, что нужно каждому конкретному человеку, он тонко чувствует, что для несчастного важнее всего на свете. Поэтому Луке безошибочно удается надавить на главный рычаг личности: Анне он обещает отдых и покой на том свете, Актеру рассказывает о бесплатных лечебницах для алкоголиков, а Пеплу говорит о вольной жизни в Сибири. Зачем Лука врет? Этим вопросом не один раз задавались читатели и критики, размышляющие над горьковской пьесой. В трактовках образа старца Луки долгое время преобладали отрицательные отзывы, его обвиняли в равнодушном отношении к людям, в том, что, искушая человека своей ложью, Лука окончательно губит его (главным примером называли смерть Актера). Даже имя Луки связывали со словом «лукавый», одним из значений которого является «искуситель».

Однако если более пристально взглянуть на то, чем занимается Лука, прислушаться к его словам, то становится понятно, что механизм его спасительной лжи гораздо проще, но вместе с тем и сложнее одновременно. Лука не очерствел душой, он творит реальное добро. Старец не просто обманывает, он жалеет и стремится поддержать людей в трудную минуту (утешает Анну перед смертью), а иногда пытается повлиять словом на поступки и мотивации отдельных личностей (укоряет Василису, отговаривает Пепла от убийства). Лука также предчувствует, что отношения Васьки Пепла и хозяйки ночлежки Василисы добром не закончатся, поэтому он советует Пеплу уйти поскорее в Сибирь, и его предчувствие оказывается правильным. Лука не просто обманывает Актера, он уговаривает его взять себя в руки и воздержаться, подготовиться к лечению в клинике. А причина смерти Актера заключается не в самих иллюзиях, а в их крушении, поскольку пьяница осознает, что взять себя в руки уже не может. Лука уверен в правильности своих поступков и философски обосновывает собственную позицию. Очень важным моментом в пьесе становится рассказ странника о спасении двух беглых каторжников, главной мыслью которого является то, что научить человека добру можно только добром, а не тюрьмой и насилием. Таким образом, Лука – это главный носитель добра в пьесе, он сочувствует людям, по-доброму жалеет их и старается помочь.

Авторская позиция выражена в драме сюжетно. Последним событием пьесы является смерть Актера, которая подтверждает мысль Луки о том, что человек, утративший веру, погибает. Принято считать, что в споре о Человеке главным противником Луки является Сатин. На первый взгляд, это действительно так, ведь Сатин выступает против лжи, называя ее религией рабов и хозяев, а правду провозглашает единственным Богом свободного человека. Но именно Сатин вступается за старика и запрещает плохо говорить о Луке, а затем произносит свой главный монолог о Человеке, который является воплощением в жизнь главной идеи Луки. Ведь рассуждения о Человеке, как о самом достойном и разумном существе на планете, являются своего рода словесным наркотиком, призванным утешить всех обитателей ночлежки, внушить им собственную значимость и ценность. Новость о самоубийстве Актера, прерывает картину пьяного разгула в ночлежке, который начался после монолога Сатина. Поэтому главным оппонентом Луки является сам автор пьесы, а вовсе не Сатин. Именно автор показывает, что ложь во имя спасения так и не смогла никого спасти, нельзя жить в мире иллюзий и терпеливо мириться с беспросветной убогостью реальной жизни. Во многом спор Горького с Лукой является его спором с самим собой, ведь по своим человеческим качествам писатель был очень близок к этому старцу-утешителю. Долгое время образ Луки считался отрицательным еще и по той причине, что он проповедовал жалость и милосердие, а не призывал к революционной борьбе с классовыми врагами, которые советской власти мерещились повсюду. В наши дни человечество вновь обращается к гуманизму и милосердию, поэтому пьеса Горького обретает совсем иное значение. Она вновь становится актуальной, поскольку привлекает внимание общества к вечным проблемам добра и социальной справедливости.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.