|
Вы здесь: Критика24.ру › Гоголь Н. В.
Темы и значение авторских отступлений в «Мёртвых душах» (Гоголь Н. В.)В поэме Гоголя «Мёртвые души» присутствует множество авторских отступлений, размышлений на разные темы. Эти отступления весьма разнообразны: они различаются как по объёму – могут занимать несколько страниц или несколько строк - , так и по тематике – о русском обществе или о России. Также размышления автора могут передаваться через внутренний монолог какого-либо персонажа. Так, например, размышление Чичикова над списком купленных душ является выражением мнения автора, его отношения к русскому народу. Однако все эти отступления так или иначе влияют на саму поэму, на её восприятие читателем. Темы лирических фрагментов «Мёртвых душ», как уже говорилось, могут быть различны. Это и русское общество, и сама Русь, и воспоминания автора, его опыт. Для того, чтобы понять значение авторских отступлений в поэме, рассмотрим некоторые из них. Так, наиболее полные, объёмные отступления посвящены двум темам: русским и России и размышлениям и воспоминаниям автора. Теме русских и России посвящаются авторские отступления в 5 и 11 главах. В 5 главе эта тема поднимается в размышлении автора о метком русском слове, которое «вырвалось из-под самого сердца». Автор описывает особенность, душевность русского народа, бойкость русского ума, который «не лезет за словом в карман», о точности этого слова, которое одной чертой обрисовывает весь образ. «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света». В 11 главе автор обращается к России, её дорогам и природе. Образ Руси раскрывается более полно. «Бедно, разбросанно и неприютно в тебе» - говорит автор о России, но в то же время спрашивает, что влечёт его к ней. Постепенно описание становится положительнее, оптимистичнее, говорится уже не о бедности и неприютности страны, а об её «необъятном просторе». Дорога же описывается как нечто «манящее, чудесное». И так ярок, так душевен этот образ, что хочется собраться и ехать куда-нибудь, только бы не сидеть на месте. Эта дорога тянется и днём и ночью, увозя путника всё дальше и дальше. «А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далёкое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!..» Далее автор рассуждает о любви русских людей к быстрой езде. «Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят вёрсты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с тёмными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны». Но и тут не обходится без описания самой Руси. «Ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи» - говорится о России. А затем Русь уже сравнивается с бойкой тройкой и несётся мимо других народов и государств в светлое будущее. На фоне этих возвышенных, чувственных мыслей о России и о русском народе ещё более низкими, мелочными кажутся читателю чиновники и помещики губернского города NN. Второй значимой темой авторских отступлений, раскрываемой в 6 и 7 главах, являются воспоминания, чувства автора, его опыт. Так, в 6 главе говорится о юности. Автор вспоминает свои детские впечатления, и читатель осознаёт, как быстротечна жизнь, и как быстро меняются и люди, и их интересы. «Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту … любопытного много открывал в нём детский любопытный взгляд». В 7 главе описываются два вида писателей: писатель-идеалист и писатель-реалист. Получается, что каждый писатель должен решить, что для него важнее: получить признание публики или писать о жестокой реальности, чтобы обратить на неё внимание читателя. Автор же данной поэмы ясно даёт понять, что избрал путь писателя-реалиста, «дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи». Таким образом, проанализировав наиболее полные и запоминающиеся авторские отступления, я могу сделать вывод, что они необходимы в поэме для оправдания жанра, так как написаны высоким стилем, для более полного раскрытия образа России – в самой поэме описывается тогдашнее положение страны со всеми её пороками, в то время как в авторских отступлениях читателю даётся абсолютно другое описание Руси, полное патриотизма и надежды на светлое будущее -, для более яркого описания низких, порочных помещиков и чиновников в сравнении с высокими мыслями о России и её будущем. Обновлено: Опубликовал(а): Столярова Вероника Юрьевна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|