|
Лирические отступления в «Мёртвых душах» (Гоголь Н. В.)Лирическое отступление — это внесюжетный элемент произведения; авторское высказывание, которое прерывает повествование. Гоголь в своём произведении использует лирические отступления, дабы, прерывая ход повествования, рассказать о моральных качествах чиновников, о том, какие, по его мнению, качества человека определяют его судьбу и дальнейшее поведение. В первой главе Гоголь рассказывает о «толстых и тонких», населяющих Петербург. Он достаточно однозначно делит их на две группы: «Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались вокруг дам; (…) имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовидные овалы лиц. (…) Другой род составляли толстые или такие же, как Чичиков (…) Это были почётные чиновники в городе». Данное отступление автор использует, чтобы с самого начала познакомить читателя с классификацией помещиков и дать характеристику Чичикову в сравнении с разными чиновниками, отнеся его к одному из классов. В дальнейших, последующих главах Гоголь использует лирические отступления от повествования для того, чтобы описать характер и качества отдельных помещиков, которых посещает Чичиков, а также выразить своё мнение о том или ином виде людей, власть имущих. Автор описывает Манилова, «самое меньшее из зол», поскольку он располагает главы по степени деградации человеческих качеств, как нейтрального человека. «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в деле Селифан, по словам пословицы». Гоголь даёт понять, что Манилов, пусть и был наивен, не слишком умён и не терроризировал крестьян, он не сделал ничего плохого, равно как и ничего хорошего. Ноздрёва автор описывает сам, поскольку Чичиков с ним, в отличие от Коробочки (с её характером читатель знакомится по мере наблюдения за её действиями и словами), уже знаком. Его автор характеризует, как помещика, что занимается своим хозяйством больше ради того, чтобы хвастаться, чем для дела, а, помимо этого, не брезгующего азартными играми и развлечениями, что заканчивается дебошем и драками. Эта характеристика говорит сама за себя — автору почти не нужно ничего добавлять. На самой нижней ступени человеческого характера стоит Плюшкин; главу с ним Гоголь определил на самое последнее место в поэме. Помещик хуже всех относится к своим крестьянам и у него больше всех «мёртвых душ», что он продаёт Чичикову, поскольку у крестьян нет даже зимних сапог — по снегу они ходят босиком, а их хозяин экономит на всём, храня весь мусор и не покупая лишней одежды. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!», — комментирует Гоголь. Лирические отступления характеризуют автора произведения, как человека, беспокоящегося о благополучии страны, это выражается в том, как он обличает и классифицирует людей, что разрушают своей деятельностью её общество и экономику. Обновлено: Опубликовал(а): Лина Павлова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|