|
Тема судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (ЕГЭ по литературе)«Герой нашего времени» - первый психологический роман в классической литературе. Его создание совпадает с «душной эпохой 40-х годов». Наряду с темой предназначения человека и его места в обществе стоит тема судьбы. Надо сказать, что она проходит красной нитью не только через все в произведение,но и через все творчество М.Ю Лермонтова. В самом герое нашего времени размышления о роли судьбы в жизни человека описываются практически в каждой главе. Более того,данная тема довольно подробно раскрывается с разных сторон и у разных героев. На протяжении всего произведения главный герой, Григорий Печорин, пытается "переиграть" судьбу. Все его поступки связаны с желанием "самоутвердиться". В связи с этим он впутывает не только себя,но и остальных героев в различные непредсказуемые жизненные ситуации, последствия которых могут быть очень трагичны. первый раз мы видим своеобразное столкновение с судьбой в главе "Бэла". Печорин,проделав авантюру с конем Казбича,даже не догадывается, какие последствия ждут его и,собственно,виновницу данной махинации - Бэлу. Печорин влюбляет ее в себя,по сути,совершая "вызов" судьбе. Однако ни в чем не повинная девушка трагично погибает,и уже здесь Печорин бессилен. Мы видим первое противостояние властной судьбы и ничтожного перед ней человека. В главе "Тамань" происходят очень странные с точки зрения сюжета вещи. Печорин каким-то непонятным для него образом попадается на уловку контрабандистов и чуть сам не погибает. Здесь именно судьба подкидывает герою нежданные обстоятельства,даже сам герой признаётся в том,что оказался там не из-за случайных совпадений. В главе "Княжна Мери" наиболее "судьбоносной" сценой является дуэль. Несмотря на явный риск и осознание того,что бессмысленная самоуверенность может стоить ему жизни, Печорин вновь желает переиграть или даже проверить судьбу. Итог - смерть Грушницкого. В данной главе Печорин обрывает не только жизнь оппонента,но и надежды Мери. Желание самореализоваться за счёт других уже в какой раз не заканчивается успехом. "Фаталист" - глава,даже в названии которой прямым текстом указана тема воли рока в жизни человека. Здесь "схватка с судьбой" описана уже более глубоко и подробно. После эксперимента с Вуличем Печорин окончательно начинает верить в судьбу,он же и предопределяет его близкую кончину. Но далее герой сам "вздумал испытать судьбу.." Печорин совершает,наверное,первый в своей жизни подвиг,который был вызван не желанием самореализоваться и "испытать судьбу",а вполне осознанным решением и заранее обдуманным планом. В этом и заключается основная разница поступков Вулича и Печорина. Именно после этого мы видим проявление своеобразного героического начала в Григории Александровиче. Он впервые жертвует собой ради других,а не наоборот. Более того тема судьбы здесь доведена буквально до предела. Наконец главный герой окончательно понимает,что переиграть ее невозможно и бессмысленно. Таким образом, тема судьбы в романе раскрывается как бы по нарастающей. желание самореализоваться,в особенности за счёт других,вызвано неспособностью Печорина смириться с властью судьбы в его жизни. Он пытается поставить себя выше неё,что приводит его и остальных героев к трагическому концу. Даже судьба самого Печорина трагична и отчасти загадочна,неподвластна объяснениям (он погибает "Где-то по дороге в Персию...") Мы понимаем,что власть и мощь рока никогда не сравнится с человеческими намерениями. Обновлено: Опубликовал(а): asdfghjkl Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|