|
Анализ 5 действия драмы по пьесе На дне (Горький Максим)Появившись в ночлежке, старец Лука по-своему творит «добрые» дела: он помогает несчастным приспособиться к сложившимся жизненным обстоятельствам. Диалоги Луки с обитателями ночлежки повторяются и переплетаются между собой, создавая в пьесе внутреннее напряжение: растут призрачные надежды босяков. Затем начинается крушение созданных старцем иллюзий. Происходит ряд трагедий: Василиса калечит Наташу, Пепел убивает Костылева, затем следует арест убийцы. В это время Лука незаметно исчезает. Трудно даже представить иной настолько сильный исход сомнительной деятельности «соболезнователя». В IV действии автор раскрывает серьезные последствия спасительной лжи, которую испытали на себе практически все обитатели ночлежки. Начинается брожение, когда-то ленивых, мыслей босяков, этот процесс особенно интересует писателя. Впервые Настя и Актер сознательно и гневно развенчивают всех своих однокашников. Спокойно рассуждает о правде Клещ, чего раньше с ним тоже не случалось. Татарин мечтает о другом времени, когда душа будет жить по новому закону. Эти конкретные моменты отражают общее беспокойство, которое охватило всех ночлежников: как жить дальше? Барон сознается, что никогда не задумывался, для чего он появился на свет, жил, будто во сне, ничего не понимая. Похожее недоумение объединило всех ночлежников. Меняется атмосфера общения, она становится совсем непохожей на предшествующую. Люди начинают прислушиваться друг к другу. Монологи становятся развернутыми, структура диалога обретает последовательность, исчезает былая фрагментарность. Нельзя сказать, что в IV действии герои пьесы становятся качественно другими. Горький не допускает таких натяжек. Просто все персонажи (в том числе Сатин) показаны в момент недолгого болезненного раздумья, которое, однако, ничего в их судьбе не изменит. Значение слов Сатина от этого не уменьшается: слишком долго копились они в его душе. Сатин не противоречит идеям Луки, он лишь обобщает их и делает главный вывод: «Все - в человеке, все для человека!» Сатин произносит монолог, суть которого заключается в утверждении исключительного величия и достоинства всех людей на планете. Эта простая истина завораживает слушателей. Положение босяков настолько противоречит сказанному, что Актер, не выдержав эмоциональной нагрузки, самовольно уходит из жизни. Ночлежка по-прежнему темна и грязна. Но в ней теперь поселяется новое чувство взаимосвязанности. Появляется Бубнов и предлагает обитателям ночлежки «петь... всю ночь». Босяки хотят отрыдать свою никчемную судьбу, забыться в пьяном разгуле. Внезапная новость о самоубийстве Актера прерывает это действо. Его поступок – это шаг человека, который не выдержал правды. Каждый из трех последних актов пьесы заканчивается чьей-нибудь смертью. Никчемное существование босяков также мало чем от смерти отличается, но в IV действии происходит пробуждение этих «живых трупов», ощущается движение мысли, оживают эмоции, появляются вопросы о смысле жизни. Именно в этом моменте заключен основной гуманный, нравственный смысл произведения, хотя оно и венчается трагическим аккордом. Кандалы босяцкой жизни висят на несчастных старожилах ночлежки, путают мысли, мешают дышать. Они забыли, что такое добро и сострадание, но появление Луки благотворно подействовало на их души. Они словно пробудились, заговорили о Человеке, о правде, о смысле жизни, и сами восхитились внезапно проснувшейся у себя способности мыслить. Обновлено: Опубликовал(а): nadezhda84 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|