|
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» В.Г.Белинский (ЕГЭ обществознание)В своем высказывании В.Г.Белинский, известный литературный критик 19 века, поднимает проблему биосоциальной сущности человека и формирования личности. Действительно, человек – это сотворенное природой живое существо, с присущими животным биологическими потребностями, которое, однако, вне общества является лишь единичным представителем рода Homo sapiens. Именно в социуме человек может реализоваться как личность. Исходя из этих соображений, верность высказывания Белинского нельзя отрицать. В человеке, как существе биосоциальном, органически переплетены социальное и биологическое. Биологическая его природа проявляется в анатомии и физиологии, наличии инстинктов и приспособленчестве к окружающей среде. Всё это роднит человека с животными, творениями природы. И лишь животным оставался бы он без влияния общества. Человек рождается индивидом, представителем рода и обладателем ряда природных черт, обозначающих его принадлежность к Homo sapiens, личностью же он становится с течением времени. Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного коллектива, а осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс формирования личности называется социализацией. Процесс социализации развивает в человеке его социальную сущность, существующую рядом с биологической. С помощью агентов и институтов социализации происходит обучение людей принятым в обществе нормам и образцам поведения. Принято выделять первичную, характерную для ранних этапов жизни, и вторичную социализацию. В процессе первичной социализации у человека складываются начальные представления о мире и человеческих взаимоотношениях. Процесс социализации просто невозможен в отрыве от общества, которое действительно «развивает и образует» его. Истории известны "Дети-маугли", воспитанные вне общества. Эти люди остались наравне с животными, развитой в них оказалась только биологическая сущность, так как процесс социализации не был пройден. В конце 19 века в Италии деревенским пастухом посреди стаи волков был обнаружен ребенок лет пяти. При виде человека звери убежали, а мальчик замешкался, и пастух забрал его к себе. Ребенок был совсем диким: передвигался на четырех ногах и имел волчьи повадки. Его отправили в институт детской психиатрии в Милане, где он плохо ел, тоскливо выл. Ребенок так и не смог влиться в общество и развить в себе социальное, человеческое начало. Через год он умер. Вспомним произведение М.А.Булгакова «Собачье сердце», в котором в результате научного опыта происходит превращение животного в человека. Профессор Преображенский и его ассистент безуспешно пытаются привить вчерашнему псу Шарику правила хорошего тона – в процесс воспитания вмешивается председатель домкома Швондер, который стремится привить свои политические взгляды. Шариков усваивает черты окружающих его людей и становится личностью, хоть и скверной. Влияние общества позволяет прооперированному животному не только стать человеком, но и обрести личность. Таким образом, человек, рождаясь не более, чем типичным представителем своего биологического вида, под влиянием общества становится полноценной личностью. Обновлено: Опубликовал(а): ElenaS Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|