|
Анализ произведения по роману Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев А. Н.)Александр Николаевич Радищев был первым русским революционером, принадлежащим к классу дворян. В своем произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” он провозгласил назревшую необходимость революции, выступил против крепостного права и монархии. Он был страстным патриотом и в своей книге яркими красками нарисовал картины самодержавной деспотии и крепостной неволи. Данное произведение появилось в одном из книжных магазинов столицы в мае 1790 года. «Путешествие…» было напечатано без указания автора, поскольку в нем смело и решительно наносил “безымянный путешественник” сокрушительные удары по патриархальным устоям современной ему императорской России: царской власти, господству православной церкви, крепостному праву.
Имя автора скоро было установлено, Екатерина II была напугана содержанием книги и сравнивала Радищева с Пугачевым, называя писателя еще большим бунтовщиком. Александр Николаевич Радищев пропагандировал наиболее передовые идеи своего времени, ему были известны великие труды французских просветителей, однако его “Путешествие из Петербурга в Москву” было написано на русской исторической почве, в нем отражалась русская действительность 70-90-х годов XVIII века. Екатерина II в своей внутренней политике прежде всего отстаивала интересы дворянства и купечества. Говоря о “Манифесте о вольности дворянства”, в своем «Путешествии…» Радищев писал, что “крестьянин в законе мертв”. Согласно таким указам правительства, крестьянин переходил в полное распоряжение помещика, крестьяне все больше порабощались, и это порабощение приобретало бесчеловечные черты. Законы, определяющие размеры крестьянских повинностей – оброка и барщины, – отсутствовали. В одной из глав своего произведения – «Любани» герой Радищева разговаривает с крестьянином, работающим в воскресенье. Путешественник предполагает, что крестьянин – раскольник, однако тот отвечает, что вынужден шесть дней в неделю ходить на барщину, поэтому на своей земле он работает в воскресенье. Да еще хлеб добывать можно и ночью, с голоду не умрет тот, кто не ленится. Выслушав крестьянина, путешественник обращается к крепостникам, чтобы те страшились жестокосердных помещиков, ведь на челе каждого крестьянина видится осуждение. Но тут мысли героя обращаются к нему самому и к его слуге Петрушке. Путешественник приходит к выводу, что его крепостной так же несчастен. Так кто же дал одним людям власть над другими? Ответ напрашивается сам собой: «Закон!» По лицу героя текут слезы стыда и гнева. Задумавшись о несправедливости окружающего мира, он пришел в ужас от той пропасти, которая существует между ним и крестьянами. Только совестливый человек может понять это, и мы видим, что герой Радищева именно такой. Герой взглянул на мир вокруг него и его душа «страданиями человечества уязвлена стала». Он за многое осуждает свой класс и себя самого. В путешественнике мы видим Радищева, глядящего на действительность взором патриота, который горячо желает своей стране счастья. Каждая новая глава произведения – это картины безобразий, вранья и произвола, которые безнаказанно свершаются в стране, где правит самодержавие и крепостничество. Эти картины разнообразны, но одинаково типичны. Вопиющая несправедливость творится спокойно и обыденно, а государственная служба – это неприкрытое орудие классового угнетения. Хищные подрядчики, грубые и циничные вельможи, грабящие и мучающие своих крестьян крепостники-помещики несут крестьянам бесконечные страдания, которыми пропитаны почти все страницы «Путешествия…» Радищева. В произведении не существует “благополучных деревень”. Периодически на страницах книги проскальзывают положительные образы дворян. Но это единичные образы, и они не способны что-то изменить в этом мире. Сквозь все произведение проходит тема восстания порабощенного крестьянства, которое выступает против царя - “злодея злодеев всех лютейшего”, а также его приспешников-дворян - “алчных зверей, пиявиц ненасытных”. А.Н. Радищев не только оправдывает выступления крепостных крестьян против помещиков, но и призывает их вступить в решительную борьбу с самодержавием и крепостничеством. Произведение Радищева написано около 200 лет тому назад, но множество обвинений Радищева и по сей день актуально. Автор в своем «Путешествии…» говорит, что в стране опустошения, которую мы называем блаженной «сто гордых граждан утопают в роскоши» и при этом «тысячи не имеют надежного пропитания» и укрытия от холода и зноя. Не о нас ли это сказано?! Обновлено: Опубликовал(а): NataliyaShashko Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|