Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема ностальгии в романе В.В. Набокова «Машенька» (Школьные сочинения)

Тема ностальгии, тоски по прошлому неоднократно использовалась в произведениях как русских, так и зарубежных писателей. Пожалуй, эту тему можно назвать «вечной»: поиски утраченного эдема будоражат умы литераторов не одной эпохи.

В.В. Набоков также не обошел внимание данную проблему. В своих русскоязычных романах «Дар», «Другие берега», «Машенька», «Подвиг» он поднимает тему тоски по прошлому. Остановимся на романе «Машенька» и рассмотрим особенности раскрытия обозначенной темы в данном произведении.

Сразу следует отметить, что в романе «Машенька» вся тоска по родине, по той России, которой уже нет и не будет, для Ганина – главного героя произведения – сконцентрировалась в полумифическом, полуреальном образе сиделки Марии – Машеньки, которая когда-то давно ухаживала за больным Львом Глебовичем, и, которая, возможно, является женой неприятного Ганину Алферова.

Приезд Машеньки, которую Ганин толком и не знает, а, если быть точным, не знает совсем, это попытка героя ухватиться за прошлое, вернуть себе уверенность в сегодняшнем дне, в конце концов, обрести почву под ногами. Лев Глебович одинок, несмотря на большое количество людей, окружающих его. Они вынужден с ними общаться, вынужден иметь псевдолюбовную связь с Людмилой, - всё это претит ему, но выхода нет. И Машенька мнится измученному одиночеством человеку единственной близкой душой, с которой он сможет обрести если не счастье, то душевный покой.

Помимо Ганина, в романе присутствуют и другие персонажи, каждый из которых по своему одинок и несчастен, и каждый ждет счастливую возможность изменить свою жизнь к лучшему. Например, забытый родными близкими поэт Подтяжкин желает уехать к дочери в Париж, но в последний момент всё срывается, и сам старик, и его окружение понимают, что это конец, что он уже никогда не воссоединится со своей семьей, а умрет здесь, вдали от родной земли, родных людей, родного языка, в скверном пансионе, населенном бедными русскими эмигрантами.

По сути, Ганину, несмотря на молодость, Ганину, скорей всего, уготована такая же участь. Однако в последний момент, уже приехав на вокзал встречать «свою» Машеньку, Лев Глебович осознает бессмысленность своей затеи и покупает билет в «никуда», решив одним росчерком изменить свою жизнь.

Финал романа остается открытым, мы не можем знать, как далее сложилась судьба главного героя. Можно только сказать одно: несмотря на все старания, на самые решительные действия, вряд ли он когда-нибудь станнит «своим» на чужбине. Даже удачно устроившись вдали от родины, он будет помнить, что у него больше нет отчизны, родное гнездо разорено, а он обречен на вечные скитания. В невозможности ничего изменить и состоит трагедия эмиграции: человек одинок по факту своего существования вне границ России, где он уже стал чужим, но так и не смог стать своим за ее пределами.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.