|
Образ «затерянного» города в пьесе А.Н. Островского «Гроза» (Школьные сочинения)В 1848 году А.Н. Островский посетил свою усадьбу в Костроме. Природа тех мест так сильно поразила драматурга, что действия во многих его произведениях развиваются именно в небольших городах, которые стоят на берегах Волги. Исключением не является и пьеса «Гроза», написанная спустя одиннадцать лет после посещения этого места. Действие в драме происходит в небольшом городе под названием Калинов. Кулигин говорит об этом городе так: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Действительно, Калинов расположен в живописном месте на Волге. В ремарках Островский пишет, что все события разворачиваются летом, а в эту пору город особенно красив, он утопает в зелени, наполняясь ароматами цветов. Но во втором явлении первого действия прекрасный образ Калинова, созданный автором, нарушается криками Дикого на своего племянника. Островский в начале пьесы «Гроза» использует прием контраста. Он противопоставляет красоту города и уродства человеческих отношений. Олицетворением всей этой грубости и жестокости по отношению к окружающим являются Дикой и Кабанова. Савел Прокофьевич Дикой – купец, весьма влиятельное лицо в Калинове. Вся его жизнь состоит из постоянных ругательств и унижений людей, которые ниже по положению. Практически каждое утро он начинает с того, что обругивает своих слуг. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» пишет следующее: «Он дурил, не думая встретить противодействия, и не встречал его: все окружающее было проникнуто одной мыслью, одним желанием – угодить ему». Сама фамилия этого героя говорит за него: он дикий, невоспитанный и грубый человек. Под стать Дикому ведет себя и Кабаниха. Марфа Кабанова является приверженцем старых традиций и обычаев. Во втором действии, во время проводов Тихона, Кабаниха говорит Катерине: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего». Она не только заставляет бедную девушку провожать мужа по старинным обычаем, но еще и оскорбляет ее, называя плохой женой. Кабанова привыкла, что все в городе боятся и слушаются ее, выполняя наставления. Итак, можно сказать, что затерянность Калинова проявляется в том, что все горожане чтут и боятся Дикого и Кабанову, соблюдая, таким образом, старые и никому не нужные традиции. Также калиновцы – это очень глупые и необразованные люди. Они получают сведения о жизни за пределами города от таких людей, как Феклуша. Осторовский в ремарках к «Грозе» называет Феклушу «странницей». Она живет за счет подаяний от купцов Калинова, рассказывая им о землях, где она побывала, при этом называя город «бла-алепием», а купечество «народом благочестивым, добродетелями многими украшенный». Странница делает это лишь с той целью, чтобы ей больше подали. Однако Феклуша сама признается, что далеко не ходила, а «слыхать – много слыхала». То есть, все, что она описывает в своих рассказах, является слухами и пересказами. Глаше она ведает, что есть такие страны, где «все люди с песьими головами», а та безоговорочно верит ее росказням. На примере Глаши А.Н. Островский показал всех жителей Калинова. То есть, читатель видит, что знания калиновцев пополняются лишь такими неправдивыми пересказами. Антиподов Феклуши выступает Кулигин. Он весьма образованный человек, в своих речах высказывает прогрессивные взгляды. Он хочет изобрести «перпету-мобиль», чтобы продать, а вырученные деньги отдать городу. Также Кулигин предлагает поставить громоотводы, а на бульваре установить солнечные часы для «общей пользы». Он, безусловно, преследует благую цель, но этот герой лишь подчеркивает отсталость и «затерянность» города. Кулигин допускает ошибку, неправильно называя «перпетуум-мобиль»; громоотводы уже стояли на тот момент во многих городах, а в солнечных часах просто нет смысла, ведь зимы в России долгие и снежные. Итак, для калиновцев Кулигин является образованным и передовым человеком, но не для остального мира. Читатель здесь может задаться следующим вопросом: если Кулигин – передовой человек, то что тогда есть все остальные? Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что «затерянность» Калинова проявляется в необразованности и отсталости его жителей. А.Н. Островский, изображая такой город, хотел показать, что вымышленный Калинов является олицетворением большинства уездных городов России. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Дмитриевна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|