|
В чем смысл противопоставления Петра I и Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»? (ЕГЭ по литературе)Для произведений А. С. Пушкина характерно объединение конкретных исторических лиц и вымышленных персонажей, частных людей в одном художественном пространстве. Подобный метод используется в поэме "Полтава", повести "Капитанская дочка", обращается к нему автор и в поэме "Медный всадник".
Столкновение Петра I и Евгения возникает ещё во время бури, когда Евгений сидит на льве, подобно монументальному всаднику. Однако образ Евгения в этой сцене нелеп, он не может быть наравне с императором: его беспокоит и ветер, и дождь, и мысли о любимой. Следующее столкновение героев происходит уже после того, как Евгений обнаруживает гибель Параши и видит разрушенный Петербург. Скитающийся по улицам и обезумевший от горя мужчина ощущает себя заложником "града Петрова", ломается под беспощадным давлением истории и стихии. Евгений видит в Петре виновника всех бедствий, и в этот момент памятник вочеловечивается, обретает черты живого существа.
За противопоставлением Евгения и Петра I скрывается столкновение "маленького" человека и великого государственного деятеля. Евгений живёт своими простыми мечтами: он желает жениться на любимой девушке, прожить с ней до старости, зарабатывая честным трудом. Величественный же Петр I представлен как император, задумавший совершить невозможное - построить прекрасные город на болоте, "в Европу прорубить окно", завоевать новые земли. Непритязательные стремления "маленького" человека оказываются неосуществимы, в то время как "великий град Петров" вырастает на топи, усмиряет природу, символизирует мощную государственность.
Противопоставление Петра I и Евгения становится символом столкновения личности и истории. Евгений теряет Парашу, без которой не может быть счастлив, именно по воле исторического рока. Он не способен бороться со стихией, как то удавалось Петру, он не может выбраться из гнетущих условий Петербурга. Финал произведения, безумная гонка Петра за героем и гибель Евгения на острове свидетельствуют о том, что история все же оказывает сильнее личности, Петр I выше Евгения.
Таким образом, за неодушевленным предметом - памятником - скрывается историческая личность со своими желаниями и стремлениями, в образе Медного всадника воплощаются государственность и история, которые всё же оказываются выше частного человека с его простыми мечтами. Обновлено: Опубликовал(а): art42 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|