|
Вы здесь: Критика24.ру › Сравнительный анализ
Полный анализ пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» (Сравнительный анализ)А.С. Грибоедов – выдающийся человек своего времени: музыкант, композитор, блестящий дипломат, передовой человек своего времени. Грибоедов увековечил своё имя одним произведением – «Горе от ума». Замысел этой пьесы возник у Грибоедова в 1820 г. (есть и другие точки зрения). Завершил пьесу в 1824 г., и разлилась она в рукописных списках. Она поразила читателей остановкой жгучих, актуальных проблем времени: положение образованной личности в обществе, проблема крепостничества, проблема воспитания и образования и др. Поставлена пьеса будет после гибели Грибоедова в 1830 г. Пьеса Грибоедова поразила читателя и своим художественным совершенством. Грибоедов создал новаторское, реалистическое произведение. Следуя традициям классицизма, он в то же время нарушает их. Грибоедов использует основной принцип классицизма. Действие пьесы происходит в одни сутки, в одном месте – в доме Фамусова. Но время в пьесе засчёт введения внесценических персонажей расширяется: 1. покойный дядя Максим Петрович, Екатерина Великая, Кульма Петрович, Татьяна Юрьевна, Марья Алексеевна, Фома Фомич и др. Они вводят нас в атмосферу «века минувшего». Благодаря им мы узнаём о нравах этого века, об их живучести в «веке нынешнем». Чинопочитание, подхалимство, лицемерие; 2. Единомышленники Чацкого: двоюродный брат Скалозуба, профессора педагогического института, которые «упражняются в расколах и безверии»; князь Фёдор («он химик, он ботаник»). Это свободолюбивые мыслящие люди живет в веке нынешнем, но определяют будущее; 3. Мнимые единомышленники Чацкого, которые как в кривом зеркале, отражают взгляды Чацкого: члены Английского клуба, про который говорит Репетилов в четвертом действии. Расширяется и место действия за счёт названия мест: Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Саратов и т.д. Помимо пяти главных героев пьеса наводнена народом. Неслучайно введена сцена бала. Герои выполняют не строго определенную им роль, как принято в классицизме. Перед нами реальные люди со свойственными им слабостями и недостатками. Так, например, Чацкий Александр – положительный герой, свободолюбивый, мыслящий, с острым умом, но и ему свойственны недостатки и слабости: он страдает от безответной любви Софии, опускается до подслушивания и подглядывания. София (с греч. «мудрая») поступает вопреки мудрости, выбирая в женихи Молчалина. Сам Молчалин вроде бы отрицательный персонаж, но он молчал не потому, что ему нечего было сказать, а потому, что в чинах он не больших. Не может сказать так, как Чацкий: «Служить бы рад, прислушиваться тошно». Молчалин – человек деловой, практичного ума. Фамилии героев исчерпывают не весь характер, а только какую-то черту. По жанру пьеса Грибоедова – комедия. Она состоит из четырёх действий. Данная комедия – это острая сатира на общественные пороки, комедия положений и характеров. Задачи комедии – облегчить и высмеять эти пороки. В комедии автор использует комические приёмы: 1. «Говорящие фамилии»; 2. Приём разговора глухих: не слышит Фамусов Чацкого, Чацкий не слышит Софью, Софья не слышит Лизоньку; 3. Приём подслушивания и подглядывания. Грибоедов новатор и в создании конфликта. Пьеса держится на двух конфликтах, параллельно развивающихся: любовном и общественном. Особенности любовного конфликта в том, что пьеса начинается с экспозиции: служанка Лизонька представляет всех основных героев и их характеристику. Завязка конфликта начинается в момент появления Чацкого в доме Фамусова: «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног». Пылкий, импульсивный Чацкий видит, как похорошела Софья за время его трехлетнего отсутствия. Но Софья отвечает ему холодностью. Чацкий озабочен таким отношением Софьи и думает: « Нет ли тут и прям жениха какого?» И на протяжении всех последующих действий, Чацкий пытается выяснить, кто является женихом Софьи. Первым, по мнению Чацкого, будет Скалозуб. Фамусов суетится перед Скалозубом: «И золотой мешок, и метит в генералы». В конце второго действия, когда Софья падает в обморок, при падении Молчалина с лошади, Чацкий думает, что жених – Молчалин. В начале третьего действия, приехав на бал, Чацкий решился спросить у самой Софьи, кто её избранник. Софья чуть ли не признаётся ему в любви к Молчалину, но Чацкий не слышит её. Более того, он считает, что Софья смеётся над ним, говоря о достоинствах Молчалина: «Она его не уважает», «Она не ставит в грош его», «Шалит, она его не любит». Кульминационным моментом в развитии любовного конфликта – сцена объявления Чацкого сумасшедшим: «Он не в своём уме». Развязка в любовном конфликте – подслушивания и подглядывания, Чацкий узнаёт, кто же избранник Софьи – это Молчалин. И Чацкий, оскорблённый в лучших своих чувствах, решает покинуть Москву: «Прочь из Москвы, сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок… Карету мне, карету!». Особенности общественного конфликта. Этот конфликт связан, прежде всего, с противоречивостью взглядов Чацкого и Фамусова. Данный конфликт завязан во втором действии и толчком для него послужил вопрос Чацкого: «Пусть я посватаюсь, вы чтобы мне сказали?». Ответ Фамусова обескураживает Чацкого, так как Фамусов советует Чацкому научиться управлять имением и служить. Чацкого раздражают поучения Фамусова и он категорично отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Столкновение Фамусова и Чацкого неизбежно, потому что они выражают разные взгляды на жизнь. В их диалогах и монологах выражены эти взгляды. Фамусов – защитник нравов «века минувшего». Ради чинов и карьеры представители этого века готовы были на низкопоклонство, лицемерие, карьеризм, то есть хороши были любые средства для достижения цели. В монологе Фамусова: «Вот то-то все вы гордецы» наиболее полно выражены его взгляды, потому что идеалом для него является покойный дядя Максим Петрович – знатный вельможа, который сам «сгибался вперегиб», когда надо было подслужиться. Фамусов, говоря Чацкому о службе, сам не любил трудиться. Всю работу за него выполнял «деловой» Молчалин. В начале второго действия даётся запись в календарь. Вся неделя расписана не заботой о службе, а о крестинах, именинах, похоронах. Александр Чацкий – передовой, свободолюбивый, образованный человек. Он критически относится к нравам «века минувшего», клеймит их в своих монологах: «И точно начал свет глупеть», «А судьи кто?». Чацкий говорит о раболепствии «века минувшего», о крепостничестве и жестоких крепостниках, о положении народа. В монологах Чацкий говорит о воспитании, образовании и науке. В обществе Фамусова, как и «в веке минувшем», образование и наука считались «пожаром» и «разбоем». В третьем действии вводится сцена фамусовского бала. Она необходима для того, чтобы показать конфликт Чацкого не только с самим Фамусовым, но и со всем обществом, потому что общество едино в своём стремлении к обогащению, но в неприятии образования. Также все гости сходятся в одном – в неприятии Чацкого. Для них он чужой. Кульминацией в общественном конфликте также станет сцена объявления Чацкого сумасшедшим. Общество с удовольствием подхватило эту сплетню. И выяснило причину сумасшествия Чацкого: «Ученье – вот чума, учёность – вот причина». В своём неприятии взглядов Чацкого, общество, как одно лицо. У них даже одинаковые обороты речи, одинаковые разговоры, одинаковые сплетни. Общество равнодушно к высказываниям Чацкого. Так, в конце третьего действия Чацкий произносит монолог «о французике из Бордо», в котором говорит о слепом и рабском подражании всему иностранному. Чацкий советует обратить взгляд на свой народ: «Чтоб умный, бодрый наш народ. Хотя по языку нас не считал за немцев». В конце действия даётся ремарка, что гости: «в вальсе кружатся с величественным усердием» («Старики разбрелись к карточным столам»). Общество не слышит того, что говорит Чацкий, да и не желает слышать. Развязкой общественного конфликта является сцена отъезда Чацкого из дома Фамусова и из Москвы. И в том смысле, что Чацкий не остаётся в обществе, говорит о его неприятии этого общества. Но пьеса имеет и второй финал. Фамусов озабочен не тем, что говорил Чацкий, а тем, что будет говорить московская княгиня Марья Алексеевна о произошедшем в его доме. По мере развития конфликтов герои, не только Чацкий, получают «мильон терзаний», и комедия превращается в трагикомедию. Чацкий страдает от холодности Софьи, от «дружеских тисков», он неприятия общества. Но страдает и Софья (Её предал человек, которого она искренне любила). Смысл названия пьесы. Первоначальное заглавие – «Горе уму», но Грибоедов меняет заглавие на «Горе от ума», хочется задать вопрос: от какого ума? Фамусов и Молчалин вовсе не глупые люди. Ум их практичный, прагматичный, направленный на создание для себя и своего семейства комфортной жизни. В фамусовском обществе горе уму Чацкого, то есть уму независимому, свободному от практических целей. Уму передовому, настроенному на прогрессивное развитие общества. Обновлено: Опубликовал(а): Alya_ Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|