|
Сопоставление образов «гордого человека» на примере героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», пьесы М. Горького «На дне» и пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» (Сравнительный анализ)«Гордость лишена лучшего качества пороков — она не способна скрываться» Фрэнсис Бэкон Понятие «гордыня» издавна волновало умы людей. Одну из первых точек зрения на эту черту характера мы находим в религии. В христианстве гордыня — главный смертный грех, возникший первым и ставший основой для всех остальных пороков. Гордость, как пелена на глазах, не позволяет человеку видеть собственные недостатки и объективно смотреть на свои поступки. Если остальные смертные грехи противопоставлены положительным качествам, то гордыня тесно соприкасается с ними. В Священном Писании сказано, что, когда Господь создал всех ангелов, Люцифер — самый любимый из них — отказался встать на колени перед Создателем, тем самым ставя себя наравне с ним. Мятежный ангел собрал войско и настроил его против Бога, на небесах началась битва, по окончании которой восставшие были низвергнуты в преисподнюю. Второе проявление гордыни в Священном Писании — это грех Адама, который возгордился и попробовал запретный плод. Позднее гордость находит свое воплощение в искусстве: в живописи, музыке и литературе. Многие великие деятели высказывали свои мысли на тему «главного смертного греха». В реалистической литературе даже появился тип героя — «гордый человек». Он ставит себя выше других, часто не замечает свои недостатки или сильно преуменьшает их, ведет себя холодно и высокомерно. В русской литературе зародилась целая галерея таких героев. Все эти образы очень неоднозначны, их нельзя назвать полностью отрицательными или положительными персонажами. Однако есть ли у этого типа героя шанс на исправление? Рассмотрим образ «гордого человека» подробнее на примере героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», пьесы М. Горького «На дне» и пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад».
Превознесение себя над другими приводит к зарождению в голове студента ошибочной теории о право имеющих. Образ гордого Раскольникова резко противопоставлен в произведении со смиренным образом Сони Мармеладовой. Девушка жертвенна и добра к ближним. Она идет по жёлтому билету, чтобы помочь семье и не оставляет Катерину Ивановну даже после смерти Семена Мармеладова. Девушка принимает все испытания, которые ей готовит судьба, в этом ей помогает религия. Антитеза смирения и гордыни в произведении не случайна, по мере сюжета мы видим, как первое может положительно влиять на второе. При развитии взаимоотношений Сони и Родиона, в душе главного героя появляются зачатки изменений к лучшему. Сонечка отправляется на каторгу вместе с Раскольниковым, что тоже является актом смирения. Главный герой понимает, что его теория была ошибочной, это говорит о серьёзных внутренних изменениях. Достоевский в романе «преступление и наказание» даёт Раскольникову шанс исправиться и искоренить в себе «главный смертный грех». Другой пример гордого человека мы находим в пьесе М. Горького «На дне». Сатин — мужчина «лет 40», житель ночлежки, шулер и карточный мошенник. Соседи героя описывают его как веселого, рассудительного и начитанного человека. Он жертвенен ради близких, такой вывод можно сделать из его прошлого: Сатин пошел на убийство ради сестры, в последствие из-за этого отсидел 5 лет в тюрьме. Фраза, сказанная героем, становится афоризмом: «Человек — это звучит гордо». Он осознает свои положительные черты, тем более что другие «обитатели» ночлежки ему часто о них говорят. Сатин не готов никуда стремиться и смирился с жизнью в ночлежке. Герой размышляет над ценностью труда, но сам отказывается что-либо делать. Именно гордость не оставляет ему шанс на исправление. Судьбоносной встречи со смирением, как это произошло в жизни Раскольникова из романа «Преступление и наказание», не происходит. Сатин обречен закончить своё существование «на дне» жизни. И ещё один яркий пример гордого человека мы находим в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Лопахин — сын крепостного крестьянина, который работал в имении Раневских. Сейчас герой поднялся по социальной лестнице и стал богатым купцом. Другие герои описывают его как достойного, хорошего и интересного человека. Гордость Лопахина проявляется в самом конце пьесы, когда он покупает Вишневый сад. Своим примером герой доказывает, что социальное положение в обществе не дает гарантий на успех, которого вполне можно добиться умом. На протяжении пьесы Лопахин проявлял жалость к другим героям, ему не чужда человечность. В отличии от примера с Раскольниковым, который в конце романа лишь встал на путь исправления, и примера с Сатином, который сам забрал у себя шанс подняться со «дна» своим бездействием, судьба Лопахина позитивна и успешна. Думаю, это связано с тем, что он не потерял положительные человеческие качества и пытался помочь Раневской. В истории Лопахина тоже имеет место смирение, которое герой проявлял на протяжении всей пьесы. Думаю, три эти примера составляют градацию судеб «гордых людей»: Сатин, жизненный пример которого стал очень печальным, ведь у него не осталось шанса на спасение; Раскольников, которому этот шанс подарила судьбоносная встреча со смиренной Сонечкой, благодаря которой герой встал на путь исправления; Лопахин, который сохранил в себе положительные человеческие черты и проявил свою гордость только в самом конце произведения. Все представленные примеры судеб совершенно разных героев, объединенных одной схожей чертой, в литературе очень поучительны. У «гордого человека» всегда есть шанс измениться к лучшему, обрести спасение души, но только если он готов действовать и искать в себе смирение. Обновлено: Опубликовал(а): Виктория Старченко Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|