Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сопоставление образов «гордого человека» на примере героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», пьесы М. Горького «На дне» и пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» (Сравнительный анализ)

«Гордость лишена лучшего качества пороков — она не способна скрываться»

Фрэнсис Бэкон

Понятие «гордыня» издавна волновало умы людей. Одну из первых точек зрения на эту черту характера мы находим в религии. В христианстве гордыня — главный смертный грех, возникший первым и ставший основой для всех остальных пороков. Гордость, как пелена на глазах, не позволяет человеку видеть собственные недостатки и объективно смотреть на свои поступки.

Если остальные смертные грехи противопоставлены положительным качествам, то гордыня тесно соприкасается с ними.

В Священном Писании сказано, что, когда Господь создал всех ангелов, Люцифер — самый любимый из них — отказался встать на колени перед Создателем, тем самым ставя себя наравне с ним. Мятежный ангел собрал войско и настроил его против Бога, на небесах началась битва, по окончании которой восставшие были низвергнуты в преисподнюю. Второе проявление гордыни в Священном Писании — это грех Адама, который возгордился и попробовал запретный плод. Позднее гордость находит свое воплощение в искусстве: в живописи, музыке и литературе. Многие великие деятели высказывали свои мысли на тему «главного смертного греха».

В реалистической литературе даже появился тип героя — «гордый человек». Он ставит себя выше других, часто не замечает свои недостатки или сильно преуменьшает их, ведет себя холодно и высокомерно. В русской литературе зародилась целая галерея таких героев. Все эти образы очень неоднозначны, их нельзя назвать полностью отрицательными или положительными персонажами. Однако есть ли у этого типа героя шанс на исправление? Рассмотрим образ «гордого человека» подробнее на примере героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», пьесы М. Горького «На дне» и пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад».

Превознесение себя над другими приводит к зарождению в голове студента ошибочной теории о право имеющих.

Образ гордого Раскольникова резко противопоставлен в произведении со смиренным образом Сони Мармеладовой. Девушка жертвенна и добра к ближним. Она идет по жёлтому билету, чтобы помочь семье и не оставляет Катерину Ивановну даже после смерти Семена Мармеладова. Девушка принимает все испытания, которые ей готовит судьба, в этом ей помогает религия.

Антитеза смирения и гордыни в произведении не случайна, по мере сюжета мы видим, как первое может положительно влиять на второе. При развитии взаимоотношений Сони и Родиона, в душе главного героя появляются зачатки изменений к лучшему. Сонечка отправляется на каторгу вместе с Раскольниковым, что тоже является актом смирения. Главный герой понимает, что его теория была ошибочной, это говорит о серьёзных внутренних изменениях. Достоевский в романе «преступление и наказание» даёт Раскольникову шанс исправиться и искоренить в себе «главный смертный грех».

Другой пример гордого человека мы находим в пьесе М. Горького «На дне». Сатин — мужчина «лет 40», житель ночлежки, шулер и карточный мошенник. Соседи героя описывают его как веселого, рассудительного и начитанного человека. Он жертвенен ради близких, такой вывод можно сделать из его прошлого: Сатин пошел на убийство ради сестры, в последствие из-за этого отсидел 5 лет в тюрьме. Фраза, сказанная героем, становится афоризмом: «Человек — это звучит гордо». Он осознает свои положительные черты, тем более что другие «обитатели» ночлежки ему часто о них говорят. Сатин не готов никуда стремиться и смирился с жизнью в ночлежке. Герой размышляет над ценностью труда, но сам отказывается что-либо делать. Именно гордость не оставляет ему шанс на исправление. Судьбоносной встречи со смирением, как это произошло в жизни Раскольникова из романа «Преступление и наказание», не происходит. Сатин обречен закончить своё существование «на дне» жизни.

И ещё один яркий пример гордого человека мы находим в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Лопахин — сын крепостного крестьянина, который работал в имении Раневских. Сейчас герой поднялся по социальной лестнице и стал богатым купцом. Другие герои описывают его как достойного, хорошего и интересного человека. Гордость Лопахина проявляется в самом конце пьесы, когда он покупает Вишневый сад. Своим примером герой доказывает, что социальное положение в обществе не дает гарантий на успех, которого вполне можно добиться умом. На протяжении пьесы Лопахин проявлял жалость к другим героям, ему не чужда человечность. В отличии от примера с Раскольниковым, который в конце романа лишь встал на путь исправления, и примера с Сатином, который сам забрал у себя шанс подняться со «дна» своим бездействием, судьба Лопахина позитивна и успешна. Думаю, это связано с тем, что он не потерял положительные человеческие качества и пытался помочь Раневской. В истории Лопахина тоже имеет место смирение, которое герой проявлял на протяжении всей пьесы.

Думаю, три эти примера составляют градацию судеб «гордых людей»: Сатин, жизненный пример которого стал очень печальным, ведь у него не осталось шанса на спасение; Раскольников, которому этот шанс подарила судьбоносная встреча со смиренной Сонечкой, благодаря которой герой встал на путь исправления; Лопахин, который сохранил в себе положительные человеческие черты и проявил свою гордость только в самом конце произведения. Все представленные примеры судеб совершенно разных героев, объединенных одной схожей чертой, в литературе очень поучительны. У «гордого человека» всегда есть шанс измениться к лучшему, обрести спасение души, но только если он готов действовать и искать в себе смирение.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.