Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» (Некрасов Н. А.)

Мотивом для создания данного стихотворения послужила Крымская война, длившаяся с 1853 по 1856 год, тогда как стихотворение было создано в 1855. Именно она побудила Некрасова к написанию данного произведения. Если детально изучить творение Некрасова, то можно разглядеть, что также большое влияние на автора оказали «Севастопольские рассказы» Толстого. Ведь известно, что Толстой читал Некрасову свои рассказы еще до их появления в печати. В каждом из этих произведений ясно прослеживается одна и та же мысль: живые легко забывают души погибших.

Свое стихотворение Некрасов начинает строчкой, ставшей по совместительству его названием: «Внимая ужасам войны».

Он не случайно использует устаревшее слово «внимать». Согласно словарю, оно означает «воспринимать слухом и зрением». Этим автор показывает свое отношение к войне – она несет в себе страх и разрушения человеческих судеб, ее нельзя игнорировать, ей можно только внимать.

В стихотворении автор рисует пять центральных образа – образ самого солдата, образ плакучей ивы, образ жены солдата, друга и матери. Три последних образа –это люди, которым его смерть принесет горе.

Но их горе отнюдь не одинаково, и сам автор это намеренно подчеркивает: «Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна —

Она до гроба помнить будет!»

Говоря о последней, автор подразумевает мать солдата. Именно она никогда не забудет своего сына, и его душа всегда будет рядом с ней.

Стихотворение построено на этих образах. Рисуя их, автор использует множеств художественных приемов, благодаря которым это стихотворение и является столь чувственным и эмоциональным.

Например, Некрасов использует ряд эпитетов, необычный тем, что все они являются либо строго положительными, либо строго отрицательными. Он называет дела людей «лицемерными» и тут же противопоставляет им понятие «святых, искренних» слез, одновременно пользуясь приемом антитезы. Именно этот прием придает стихотворению своеобразную контрастность, которая волнует сердце читателя. Именно он заставляет читателя постоянно соотносить понятия темноты и света, живых и мертвых, памяти и забвенья. Автор также использует анафору в связке с повторяющимся отрицанием, говоря о тех, кто не вызывает у него жалости:

«Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя».

Этот прием он использует для того, чтобы выделить образ матери, возвысить его на фоне образов тех людей, которые вскоре забудут солдата.

Можно обратить внимание на количественное соотношение образов в стихотворении. Автор пишет: герой, жена, друг – но матери. Понятно, что у конкретного солдата может быть только одна мать, но автор противопоставляет индивидуальность общности, используя синекдоху. Он делает это для того, чтобы читатель наиболее остро прочувствовал весь масштаб боли «бедных матерей».

Для образности стихотворения характерно использование метафор. Некрасов тоже не обошелся без них. «Кровавая нива» (поле боя), «до гроба» (до смерти). Все это придает стихотворению объем, а образам – яркость.

Но главным худ. Приемом является прием образного параллелизма. Мать, которой не суждено забыть свое дитя, сравнивается с плакучей ивой, которой не суждено поднять свои опущенные ветви. Это фольклорное сравнение позиционирует проблему материнского горя как общечеловеческую. Это сравнение по-настоящему глубоко и имеет философские корни. Мысль автора устремляется от судьбы матери прямиком к судьбе Родины.

Данное стихотворение относится к жанру элегии, так как представляет собой поток размышлений о судьбе и горе матери, потерявшей своего ребенка на войне. Композиция стихотворения не так проста, как кажется. Оно состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). По ходу чтения стихотворения, можно заметить, что первые последние строчки первых двух строф представляют собой некие «загадки», разгадка к которым содержится в последней строфе.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Оно построено на основе разных рифм. Например, рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Такое разнообразие объясняется желанием Некрасова придать своему творению максимальную напевность.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.