|
Что дает основание рассматривать пьесу А.С. Грибоедова как трагикомедию? (ЕГЭ по литературе)Пьесу А.С. Грибоедова "Горе от ума" можно назвать трагикомедией, потому что в ней присутствуют как трагические, так и комические начала. Несмотря на то что автор определил жанр произведения как комедию, современники писателя назвали пьесу "высокой комедией", то есть слиянием комедии и трагедии. Благодаря чему же можно назвать "Горе от ума" трагикомедией? Прежде всего, автор высмеивает отрицательные черты московского барства, а именно фамусовского общества. Самым ярким представителем этого общества является Павел Афанасьевич Фамусов, так как образ героя показан глубже остальных - его нельзя назвать исключительно отрицательным персонажем. Фамусов является богатым помещиком, обладает косными взглядами и исповедует консервативные убеждения. Его стремления сводятся к собственному материальному благополучию. "Кто беден, тот тебе не пара", - говорит он дочери Софье. Фамусов оценивает людей прежде всего по их статусу в обществе, чину. Для него ум не играет особой роли: "Ученье - вот чума, учёность - вот причина". Изображение Фамусова проникнуто комическими чертами: он любит поесть, при чем "на золоте", спешит на каждый званый ужин без разбора, подслуживается к недалёкому Скалозубу и ухаживает за гувернанткой Лизой. Комичность пьесы проявляется на вечере в доме героя, когда приглашенные, сами того не замечая, открыто показывают свои пороки и заблуждения. Например, княгиня Тугоуховская, увидев Чацкого впервые, осведомляется о его личной жизни и положении в обществе. Узнав, что Александр Андреевич хоть и холост, но не богат и не имеет чинов, она моментально отказывается от идеи звать его в гости. Подобные ситуации и события в комедии веселят и высмеивают представителей "минувшего века": Фамусова, Молчалина, Скалозуба и остальных гостей. Пьесу также можно назвать трагической, потому что в ее основе положен неразрешимый конфликт человека и общества, таланта и посредственности, века "нынешнего" и "минувшего". Очевидно, что главный герой, Александр Андреевич Чацкий, мыслит прогрессивнее остальных. Он стремится служить "делу, а не лицам", не находит пользы в военной и государственной службе, умён и образован. Чацкий высмеивает моду фамусовской Москвы на учителей из заграницы, "числом побольше, ценою подешевле" и защищает бесправных крепостных. Будучи искренним и свободомыслящим, герой встречает сначала непонимание, а после и полное отторжение со стороны общества. Разносится слух о его сумасшествии и Чацкий вынужден покинуть Москву. "Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!" - говорит он. Герой оказывается отверженным не только обществом, но и возлюбленной Софьей, которая предпочла ему безнравственного и услужливого Молчалина. Чацкий полностью разочаровывается в светской Москве и оказывается одиноким. Софья Фамусова, обманувшись своими идеализированными представлениями о любви в романах, также испытывает личную трагедию, не распознав в Молчалине притворщика и изменника. Таким образом, развязка действия для молодых людей становится настоящей драмой. Александр Сергеевич Грибоедов совместил в пьесе "Горе от ума" как комические элементы, так и трагический пафос. Главные герои, находясь, казалось бы, в комических обстоятельствах, в конце концов сталкиваются с одиночеством, обманом и непониманием. Именно это дает основание рассматривать произведение как трагикомедию, ставшую первой национальной русской драмой, расцвет которой пришелся уже на вторую половину XIX века. Обновлено: Опубликовал(а): nechai Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|