Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Что даёт основание рассматривать пьесу «Горе от ума» А. С. Грибоедова как трагикомедию? (ЕГЭ по литературе)

А. С. Грибоедов в своей пьесе изображает борьбу двух лагерей — «века нынешнего» и «века минувшего». Традиционно произведение относят к жанру сатирической комедии — автор «Горе от ума» на протяжении всей пьесы высмеивает фамусовское общество. Однако драматург изображает героев со всеми их пороками и общество в целом настолько нелепыми, что заставляет читателя не только смеяться, но и с горечью, печалью осознавать их уродливость. Главный герой одинок в трудной борьбе с целым обществом — это, а также неразделенная любовь, заставляют его страдать.

Драматичен финал — все герои остаются несчастны. В этом проявляются трагические элементы пьесы, которые совмещены с комедийными в произведении — это даёт основание рассматривать «Горе от ума» как трагикомедию.

Автор показывает, как она очарована Молчалиным, но не замечает его уродливой сущности, лжи и притворства. С одной стороны, такая наивность героини смешна, автор использует прием сатиры — показывая читателю уродливость Молчалина и следующую за ней доверчивую, слепую влюбленность Софьи. Но при этом положение, в котором она оказалась, вызывает жалость к героине. Таким образом, Грибоедов в данном эпизоде скрывает трагизм отношений Софьи с Молчалиным за комическими, смешными деталями.

Ещё одна, не менее важная черта трагического в пьесе — не закончившаяся победой, вопреки канонам классицизма, борьба Чацкого со злонравием, а также его одиночество. Два конфликта пьесы — между Чацким и Софьей, а также между ним и «веком минувшим», вызывают у него сильные переживания, или, как писал Гончаров, «мильон терзаний». Он дерзко высмеивает пороки общества, чтобы указать всем вокруг на них. Чацкий, приехав спустя три года странствий, не понимает, что произошло с Софьей — нравы фамусовского общества подавили все положительное в героине. Это заставляет его страдать. Борьба, которая возникает у него с окружающими, происходит лишь из-за того, что герой пытается изменить сложившуюся ситуацию, заставить возлюбленную перестать «дремать в неведеньи счастливом» и осознать злонравие, царящее вокруг. Но донести до представителей «века минувшего», а в том числе и до Софьи истинные ценности жизни, нравственные и моральные понятия у него не получается — все признают Чацкого сумасшедшим. Грибоедов изображает и его внутреннюю силу, и ум, и здравомыслие, которые помогают ему в этой борьбе, но у главного героя нет союзников. Его судьба трагична, он остается гонимым всеми окружающими его людьми и возлюбленной. Таким образом, описанная автором борьба Чацкого — один из основополагающих трагических элементов «Горе от ума».

Наконец, развязка «Горе от ума», как и типичное завершение действия в трагедии, характеризуется тем, что практически все герои остаются несчастны. Софья узнает об измене Молчалина и осознает его корыстную сущность, лживость и лицемерие. Фамусов обижен поведением дочери — она встречалась с человеком в «небольших чинах», а не с богатым и уважаемым мужчиной, как полагает девушкам из данного общества, а также зол на своего секретаря — Молчалина. Даже Молчалин оказывается в неудачном положении — он больше не может быть с Софьей ради осуществления своих корыстных целей. Но добродетель не побеждает злонравие, как в типичных для того времени комедиях — единственный положительный герой пьесы, Чацкий, вынужден покинуть Москву, будучи отвергнут возлюбленной и целым обществом. Так, явно прослеживается драматический финал «Горе от ума», который, как и другие трагические элементы, позволяет считать пьесу трагикомедией.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.