Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад» «идеального» героя? (ЕГЭ по литературе)

Комедия «Вишнёвый сад» писалась А.П. Чеховым на рубеже 19-20 веков, в период смены эпох, когда шла переоценка веками устоявшихся ценностей. Дворянство разорялось, а ко власти приходила буржуазия. В это противоречивое время было неясно, что случится с Россией после таких кардинальных изменений. Судьба Родины сильно волновала писателя, потому он решил создать собственное произведение, главной проблемой которого станет будущее страны.

Центральным образом пьесы является вишнёвый сад в имении Раневских, который олицетворяет в своём лице всю Россию.

В основе композиции лежит скрытый конфликт между разными поколениями людей, которые решают, что же делать с утопающим в долгах имением. Те или иные персонажи представляют отдельный временной период: прошлое (дворяне Любовь Раневская и Гаев), настоящее (купец Лопахин) и будущее (молодые Петя Трофимов и Аня Раневская), и все они по-разному относятся к вишнёвому саду. Во многих произведениях авторы делают одного из героев резонёром (коим, например, является Стародум в пьесе «Недоросль» Фонвизина); несмотря на это, в комедии «Вишнёвый сад» такого героя нет. Хотя некоторые персонажи и высказывают мысли автора, среди них нет «идеальных» героев, которым Чехов мог бы доверить судьбу вишнёвого сада.

К примеру, Любовь Раневская, которая когда-то была очень богатой дворянкой, с приездом в Россию экономила на всём из-за долгов. Однако, когда к ней в дверь постучался нищий, она дала ему золотой, так как не могла не пожалеть бедного. Помимо щедрости, в ней было много смелости: ещё девушкой она заступилась за пятнадцатилетнего Ермолая Лопахина, которого ударил по лицу его отец. Также Раневская называет слугу Фирса «своим старичком» и осведомляется о его здоровье. Писатель неспроста рисует героиню обаятельной и искренней, лёгкой и доброй – она действительно может считаться положительным персонажем и совершает хорошие поступки, но есть одно «но»: Любовь Раневская живёт в период расслоения дворянства, и все те качества, которые в её времена были положительными, в связи с обстоятельствами превращаются в отрицательные. Её щедрость оборачивается тратой денег на ветер и объясняется барской беспечностью, забота о Фирсе кажется показным благодушием (ведь в конце пьесы она не вспомнила о слуге и закрыла его в доме). Она не умеет жить самостоятельно, как и её брат Гаев. Дворяне привыкли, что всеми делами занимались слуги, а потому выросли легкомысленными. Из-за этого они не смогли спасти вишнёвый сад. Несмотря на то, что у Раневской много положительных черт характера, Чехов обличает её несерьёзность и не симпатизирует ей. Не симпатизирует он и Гаеву, который обещал, что вишнёвый сад не будет продан, и в итоге это оказалось пустой клятвой.

Если Раневская и Гаев олицетворяют ушедшее прошлое, которое уже не вернуть, то Лопахин – это настоящее. Герой всего добился сам: будучи бывшим крепостным Раневских, он смог стать богатым купцом и купить имение, в котором испокон веков трудились его предки. В противопоставление беспечным дворянам, он не бездействует, а трудится с утра до вечера, живёт сегодняшним днём. Лопахин обладает неиссякаемой энергией, его идеи практичны: он даёт разумные советы хозяевам имения, строит масштабные планы. В этом предприимчивом и успешном человеке огромный потенциал, но и он не идеален. Чувствуя себя хозяином жизни, Лопахин рубит вишнёвый сад. Он хочет уничтожить образ, символизирующий всю красоту России, оборвать связь настоящего с прошлым ради своей выгоды. Персонаж говорит: «Скорей бы» вырубить деревья, стремясь уничтожить старое, но при этом он ещё не создал ничего нового (и неизвестно, создаст ли). И ему нельзя доверить судьбу России.

Наконец, будущее представляют Аня Раневская и Петя Трофимов, но это будущее очень расплывчатое, ведь герои ещё очень молоды. Они хотят сделать мир лучше и вырастить новый вишнёвый сад, но непонятно, осуществятся ли их благородные мечты. Хотя мысли Пети Трофимова о России во многом совпадают с чеховскими, юноша не совершил ничего из того, что планировал осуществить. Молодого человека называют «недотёпой», «вечным студентом» и «облезлым барином», указывая на его беспомощность. К сожалению, ни Петя Трофимов, ни Аня Раневская не могут быть названы «идеальными» людьми. Им нельзя доверить будущее страны.

Таким образом, никто из персонажей пьесы не может назвать себя «идеальным» персонажем. Любовь Раневская и Гаев прожили своё, и в новом мире их барские черты характера неприемлемы. Лопахин, хоть и идеально подходит новой эпохе, цинично уничтожает красоту ради собственной выгоды. Аня Раневская и Петя Трофимов слишком молоды и наивны в период перемен; витают в облаках и несерьёзно относятся к судьбе имения. Никому из них Чехов не может доверить судьбу вишнёвого сада, за которой стоит судьба всей России. И здесь будет очень к месту риторический вопрос Н.В. Гоголя в авторском отступлении из романа «Мёртвые души»: «Русь, куда ж несёшься ты?», потому что сам А.П. Чехов оставляет этот вопрос открытым. Неизвестно, что случится со страной, в которой нет ни одного человека, который смог бы наладить в ней порядок.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.