|
Бескорыстная смерть или отдать жизнь свою во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности (Горький Максим)"Во всяком героическом подвиге, во всяком акте самопожертвования есть эта сознательная или бессознательная вера в какой-то посмертный смысл жизни, который выходит за пределы личного существования…" Евгений Трубецкой
«Старуха Изергиль» - одно из ранних романтических произведений Максима Горького. Состоящий из 3 новелл, рассказ несет в себе идею смысла жизни. Размышляя над этим вопросом, автор приводит в пример 3 рассказа: легенда о гордом и высокомерном Ларре, рассказ о жизни старухи Изергиль в молодости и легенда о Данко. Старуха Изергиль рассказывает эти три истории слушателю, тем самым уча и наставляя его жить так, как герой её последнего рассказа – Данко. Первые два рассказа являются противопоставленными легенде о Данко и несут в себе идеи «жизни все людей и для себя» и «жизни с людьми, но для себя». Сама же легенда учит человека «жить с людьми и ради людей», при возможности жертвовать своим ценным ради народа, не нуждаясь в их благодарности. Первый рассказ повествует нам о эгоистичном Ларре, чья судьба – бесконечно скитаться в одиночестве, без возможности избежать этого смертью: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!» Его эгоизм, гордость и то, как он смотрел на людей свысока, обернулось для него страшным наказанием. В этой легенде раскрывается идея того, «что за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». Его бездуховность и высокомерие по отношению к людям, себялюбие перешло все границы. Убив невинную девушку, он не испытывает ни раскаяния за содеянное, ни чувства сожаления. И, как мы знаем, он был за это наказан. Главным противопоставлением Ларре стал Данко. С одной стороны, он был похож на Ларру – гордый, смелый, сильный человек. Но с другой – он любил людей. Несмотря на их жалкое состояние, страх смерти, сомнение, в котором они даже хотели убить Данко, он любил их. Любил настолько, что готов был отдать за них свою жизнь. Как и все, он не мог избежать принципа «человек за всё платит сам». За счастье людей он отдает свою жизнь. Вырванное сердце, что освещало путь в темном лесу, стало символом надежды на светлое будущее. Он – идеальный образ человека-гуманиста и человека с высокими духовными ценностями. Такой подвиг стал счастьем и для него самого: «…кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер». Но не только Ларра стал противопоставлением Данко. Люди, которые были спасены им, не смогли принять эту жертву: настолько низки они были. Опьяненные счастьем спасения они не заметили мёртвого Данко. «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...» Чего же боялся этот человек? Я считаю, что он боялся вспоминать об этом случае. О том, как они проявили трусость; о том, как низко они себя вели по отношению к своему спасителю. И чтобы навсегда закопать эти чувства в прошлом, они разбивают последнюю частичку этих воспоминаний – пылающее сердце Данко. Я уверен – Данко осознавал, что народ не будет восхвалять его и постарается забыть его. И несмотря на это, он жертвует ради них. Ведь духовно – он выше человеческого тщеславия, выше желания быть прославленным. Обновлено: Опубликовал(а): Chinese_Brandon Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|