|
Образ символ Христа по поэме Двенадцать (Блок Александр)
С 1910 по 1921 год Блок работал над поэмой «Возмездие», которая осталась незаконченной. В этой автобиографической поэме о трех поколениях дворянской семьи, показанной на фоне событий конца XIX — начала XX века, Блок хотел подвести итог своим размышлениям над судьбами русского дворянства, буржуазной цивилизации и самодержавия. В его творчестве тема ненависти и гнева закономерно перерастала в тему народного возмездия капиталистическому миру. Великую Октябрьскую социалистическую революцию Блок воспринял как историческое осуществление этого справедливого возмездия. В поэме «Двенадцать», написанной в январе 1918 года, он довел до конца свое обличение «страшного мира», придав ему революционный характер и показав тех, кто его разрушает. Старый мир показан в символических образах попа, дамы в каракуле, писателя-«витии», буржуя, похожего на «голодного пса». Этим сатирически обрисованным персонажам противопоставлены двенадцать красногвардейцев, проходящих дозором по вечернему Петрограду. В поэме сложно переплетаются сознательное и стихийное, героическое и бытовое, высокое и низменное. Красногвардейцы еще недостаточно сознательны, они несут на себе тяжелое наследие прошлого (от них не отстает паршивый пес— символ старого мира). Но не следует преувеличивать их стихийность и отождествлять их с уличной анархической голытьбой. Именно красногвардейцы вносят волевое начало, организованность и порядок в стихию. В поэме слышатся их команды, призывы к бдительности: «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!», «Товарищ! Гляди в оба!», «Товарищ, винтовку держи, не трусь...», «Вперед, вперед, вперед, рабочий народ»! и т. д. Да и сами красногвардейцы перевоспитываются в революционной. борьбе, изживают темные инстинкты, выполняют свою историческую миссию, революционный долг, отрекаясь от личного— «ко всему готовы, ничего не жаль». Они неуклонно идут вперед «державным шагом» и олицетворяют собой поступь народа. Очерченные бегло, эскизно, красногвардейцы на наших глазах превращаются в монументальные фигуры, символические образы. Поэт незаметно расширяет масштаб изображения: патруль оказывается бессменным («И вьюга пылит им в очи, дни и ночи напролет»), и уже кажется, что идут красногвардейцы не по земле, а по земному шару («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем»). Повествование переключается из бытового в обобщенно-символический план. Величие дела, за которое сражаются красногвардейцы, их смелость: и непреклонность придают поэме героический характер. Пафос поэмы в утверждении правоты революционного народа. Блок воспел Октябрьскую революцию в ее всемирном значении. Символическим образом Христа в финале поэмы он благославил революцию, утвердил ее «святость» не в религиозном, а в нравственном смысле. Двенадцать красногвардейцев — носители духа времени; правды истории. Они воспринимаются как двенадцать апостолов нового мира. Образ Христа был для Блока символом всеобщего обновления жизни, однако поэт сам чувствовал его чужеродность в поэме о революции, понимая, что впереди двенадцати должен идти кто-то другой, но не знал, кто этот другой. Односторонность блоковского восприятия революции только как разрушительной стихии не помешала ему показать зарождение, революционной дисциплины и сознательности в массах. Беспощадное отрицание старого мира, понимание всемирно-исторического значения революции сделали поэму выдающимся, , поистине бессмертным произведением. Блок воспел революцию как светлую, очищающую силу, - придал поэме праздничное, - победное звучание. Источники:
Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» и извлечения из поэмы «Возмездие» («Когда ты загнан и забыт...», «Народ и поэт», «Возмездие», «Два века»). Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|