|
Образ Христа по поэме Двенадцать (Блок Александр)Появление Христа в финале поэмы «Двенадцать» ещё на момент публикации вызвало споры в кругу современников А. Блока: настолько оно было неожиданным и неоднозначным. До сих пор исследователи творчества поэта выдвигают различные трактовки образа Иисуса Христа и определенного мнения на этот счет не сложилось. Название поэмы «Двенадцать» недвусмысленно отсылает к числу апостолов (столько же и красногвардейцев), тем самым подчеркивая религиозный мотив произведения. Словосочетание «божий свет» появляется в первой главе не просто так: таким образом автор говорит о присутствии Бога при всех событиях поэмы. Чтобы понять, какую роль Иисус Христос играет в красногвардейском шествии жестокости и беззакония, следует обратить внимание на последние строки произведения. Если голодный пес, что плетётся позади гвардейцев, — образ старого мира, то Христос, идущий впереди, — это стремление в будущее. На нём венчик из белых роз, а белый в поэме — цвет изменений, будущего, надежды. Блок описывает его в одной строфе одновременно и как знаменосца «с кровавым флагом», возглавляющим шествие, и как некое невидимое божество, которое движется «нежной поступью надвьюжной» — над бушующей стихией, над революцией. Стоит заметить, что флаг кровавый, а не красный, следовательно трактовать данный символ как знамя большевистского движения не совсем верно. Это флаг в крови людей, погибших за революцию. Соединение Христа, воплощения чистоты и человечности, с разбойниками-гвардейцами контрастно и противоречиво, поэтому вызывает множество мнений и теорий об истинной роли Бога в поэме. Многие трактуют появление Христа в произведении как вестника светлого будущего, надежду на очищение, перерождение (в данных событиях перестройка всего общества). Тогда «двенадцать» идут за ним, потому что верят в свою идею. Не лишена смысла версия о том, что Иисус выступает в роли спасителя душ красногвардейцев, чьи руки по локоть в крови. Я думаю, что Христос олицетворяет судьбу человечества: нежной поступью он прокладывает дорогу гвардейцам, потому что знает, что всё так, как должно быть. Я не вижу настоящей веры «двенадцати» в высшую цель и светлое будущее, они вихрь революции, неконтролируемая стихия, которая в своём движении имеет только глобальное значение — менять мир любыми способами. Иисус, как судьба, знает, что это изменение неотвратимо. Обновлено: Опубликовал(а): Алёна Качина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|