|
Вы здесь: Критика24.ру › Некрасов Н. А.
Образ и характер Клима в Повесть о бедном Климе анализ Некрасов (Некрасов Н. А.)
Суровая жизнь большого города враждебна не только поэту» хорошему ли, плохому ли. В судьбах героев «Без вести пропавшего пииты» есть немало схожего с судьбой их автора. В «Повести о бедном Климе», а затем в незавершенном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» Некрасов заставит своих героев пройти по всем кругам петербургского ада, покажет нам этот город как бы в разрезе, от светских гостиных до ночлежных домов, занятых нищей братией. Поэтика контраста становится здесь господствующей, была она задана и литературной традицией, и самим Петербургом, о котором Некрасов выразительно написал в стихотворении «Говорун»: Столица наша чудная Богата через край. Житье в ней нищим трудное, Миллионерам – рай. Некрасовские герои пытаются найти в столице свое место, но терпят поражение за поражением. Наиболее отчетливо видно это в «Повести о бедном Климе», которая не была напечатана при жизни Некрасова. Многое в ней может удивить сегодняшнего читателя: и отчетливый налет мелодраматизма, и приподнятость, патетичность стиля; и невероятность сюжетной конструкции (встреча героя с собственной матерью в притоне нищих). В «Повести о бедном Климе» очевидно воздействие литературной традиции, прежде всего французской «неистовой словесности» (Э. Сю, Бальзак, Жюль Жанен и др.) И все же именно это произведение дает наиболее ясное представление о том, как видел Некрасов конфликт человека и общества, Клим Мотовилов не поэт, в том смысле, что он не пишет стихов. Однако, если понимать слово «поэт» широко, то едва ли найдется у Некрасова герой, которому бы оно так подошло. На языке толпы слово это звучит иначе – «сумасшедший». Так аттестуют героя остальные персонажи повести, в финале которой метафора становится явью: «Клим в сумасшедшем доме, вы можете его видеть там ежедневно в положенные часы без всякого опасения: он не бранится и не кусается...» «Безумие» героя – следствие его нравственной чистоты. Повесть строится как ряд испытаний моральной стойкости Клима, которые он выдерживает с честью (Клим не взял шестьдесят тысяч из шкатулки после смерти благодетеля, не стал любовником любовницы важного лица, не сумел жениться на воспитаннице другого важного лица). Результатом его благородства стало то, что, больной и бездомный, он нашел себе приют в доме, снимаемом артелью нищих. Ход, вполне допустимый романтической эстетикой: поэт, чистый душой человек, нищий равно противостоят сытой и самодовольной буржуазной толпе. И даже в том, что нищие у Некрасова выписаны со всей конкретностью, что их повадки и обычаи никак не назовешь благородными, нет ничего удивительного. Нищих описывали достаточно выразительно и до «Повести о бедном Климе». Важно другое – встретив в притоне и случайно узнав собственную мать, Клим не удерживается, он пытается вернуть упущенное, а после заключительной неудачи становится безумцем клиническим. И интересно тут не то, что сумасшедший дом оказался последней пристанью, но именно порыв героя стать таким, как все. Клим сходит с ума не от неудач, но от сознания того, что его благородство принесло зло его же собственной матери, что «чистым» он был за ее счет. Сюжет «провинциал, завоевывающий столицу» предполагал этот мотив – родные в далекой провинции, откладывающие гроши и ожидающие великих успехов дорогого сына или брата (вспомним, например, «Утраченные иллюзии» Бальзака или, если продвинуться вперед, линию отношений Раскольникова с матерью и сестрой в «Преступлении и наказании»). У Некрасова в «Повести о бедном Климе» он стал особенно значимым, возник не случайно. Подготавливает его постоянная авторская ирония, с которой повествуется о «победах» Клима, которая сопровождает его высокие и вдохновенные речи о службе, любви, долге... Конечно, Клим говорит искренне, и говорит он вещи совершенно правильные, только вот как жить, если подобные речи ведут родную мать на дно столицы, а самого героя в обитель безумцев? Романтической патетики в «Повести о бедном Климе» много, но не менее важна таящаяся, не столь заметная суховатая трезвость, с которой смотрит на героя автор. Без нее была невозможна та самая практичность, что восхищала в Некрасове Белинского, та практичность, без которой не смог бы обитатель «петербургских углов» стать великим поэтом. Некрасов не верил в красивые слова – он относился к жизни серьезно и при самом глубоком сочувствии к участи «бедного Клима» не хотел стоять с ним на одной доске. Он был мудрее своего героя, в частности он понимал, что безумие, не как романтический образ, а как реальность, не сулит ничего хорошего. Отношение Некрасова к его героям лучше понимаешь, сопоставив «Повесть о бедном Климе» с произведениями другого великого русского писателя – А. Н. Островского. Речь идет об отношении драматурга к таким персонажам, как Жадов («Доходное место») или Платон Зыбким («Правда хорошо, а счастье – лучше»). Здесь рядом с сочувствием так же, как и у Некрасова, присутствует укор, разумеется, выраженный тоньше, мудрее, но не менее отчетливо. «Словами» нельзя переделать жизнь, нельзя строить свое поведение, игнорируя реальность, обыденность, как ни мерзко она выглядит. Об этом «ощупью» писал молодой Некрасов, это было твердо сказано Островским, без этой большой мысли нельзя представить себе нашей литературы. Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|