Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Кто победил в идейном и нравственном споре Раскольников или Соня Мармеладова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») (ЕГЭ по литературе)

Главный герой романа "Преступление и наказание" - герой-идеолог, то есть человек, сливающийся со своей идеей, которая становится его страстью, смыслом жизни. В процессе развития сюжета теория раскрывается с разных сторон, и в результате вырастает в сложный, противоречивый и объемный образ идеи Раскольникова. Полифонический роман Достоевского становиться не романом с идеей, а романом об идее, о ее жизни в умах и душах людей.

Родион Раскольников создал теорию о двух разрядах людей: низших (обыкновенных), служащих только для продолжения рода, и тех, кто творит будущее, может сказать новое слово, преступить закон.

Собственно, на преступление он пошел, чтобы узнать, к какой группе принадлежит и как ему жить дальше. Но теория оказывается крайне противоречивой: это выражается как в конфликте с человечеством в общем, так и с нравственным законом самого Раскольникова (сны героя, которые являются отражением его совести).

Антиподом Родиона выступает смиренная Сонечка Мармеладова. Несмотря на разные мировосприятие и характеры главных героев, есть то, что их несомненно сближает - "преступление". Бывший студент преступил закон, убив, хотя и вредную, но ни в чем не повинных старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, а девушка преступила через себя («пошла по желтому билету»), пожертвовала собой ради семьи и мачехи. В милосердии и помощи окружающим она и видит смысл жизни.

Идейное противостояние этих героев проявляется в диалогах: на призыв Сони "страдание принять и искупить им себя" Раскольников жестко отвечает, что не признает своей вины. Но убеждения девушки и нежелание больше выносить свое "отчуждение" все же приводят бедного студента в контору. Итог - каторжные работы второго разряда на восемь лет, Сонечка едет за ним. И только здесь, на каторге, Родион наконец отказывается от теории, которая принесла ему столько мучений.

Достоевский показывает нам две "правды", которые противостоят друг другу. Но время, обстоятельства и жизненные трудности сблизили носителей противоположенных идей, о чем свидетельствует последняя сцена на берегу Иртыша (Соня и Родион воскресшие к новой жизни и для любви). Автор не говорит о нравственной победе одного из героев, он просто соединяет их вместе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.