|
Роль эпизода смерти Базарова (Тургенев И. С.)Иван Сергеевич Тургенев – известный русский писатель XIX века. В одном из его произведений, написанном в 1860 году, были подняты проблемы взаимоотношения двух поколений и нигилистически настроенной молодежи. Главным героем выступает нигилист Евгений Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. В финале произведения персонаж умирает от тифа. Описание гибели Евгения является главной сценой, которая важна для понимания романа. Эпизод смерти Базарова является развязкой данного произведения. Ведь именно здесь выясняется, что такому человеку нет места в обществе, поскольку нигилистов не любили. Можно сопоставить Евгения с такими героями произведений, как Печорин, Онегин, ведь их объединяет то, что все они – «лишние люди». Появились не в свое время, поэтому автор посчитал нужным избавить роман от этого персонажа, хотя последователей нигилизма было довольно-таки много. Смерть Евгения — досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Когда Евгений попросил отца дать ему адский камень, чтобы прижечь рану, то «Василий Иванович вдруг побледнел весь», потому что узнал о причине возникновения раны и понял, что его сын может погибнуть, ведь Евгений не сразу прижег, а через четыре часа с лишком. Василий Иванович «придирался ко всем возможным предлогам, чтобы входить в комнату сына», он волновался и вглядывался в глаза Базарова. Он до последнего говорил, что Евгений всего лишь простудился, хотя знал, что он может в скором времени умереть. Арина Власьева не догадывалась, чем болен ее сын, но она слушала его и в случае чего бежала со всех ног. Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать.» А также — его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!» Он просит послать за Одинцовой, чтобы та приехала к нему попрощаться, и женщина, не побоявшись страшной болезни Базарова, выполняет его просьбу. Именно перед Анной Сергеевной герой в полной мере раскрывает свою душу, делится с ней самыми сокровенными мыслями. Он любил ее и только при смерти понял, что любовь сломала его нигилистические взгляды, что это не один лишь «романтизм», что сопротивляться ей почти невозможно. Особенное место в эпизоде занимают художественные средства, например, автор использовал метафоры «вилять хвостом не стану», «червяк полураздавленный, а еще топорщится». Они придают речи Базарова непринужденность и простоту, показывая, что Евгений не боится смерти, что смерть должна боятся его. Также двойственное значение имеет просьба к Анне Сергеевне «дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Евгений как бы сравнивает себя лампадой. Он жил, но реализовать свои громадные силы не смог, а маленькая рана принесла ему смерть. К тому же он употребил афоризм, который явно говорит, что Базаров изменился, ведь не так давно он был против красивых изречений. В эпизоде смерти персонажа Тургенев показывает своего героя человеком стойким, сильным, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Базаров борется с болезнью, жалеет своих родителей. Смерть становится испытанием, в котором должны раскрыться лучшие качества персонажа. Герой достойно выдерживает его. Именно смерть Базарова стала кульминацией его развития. На мой взгляд, И.С.Тургенев показал своего героя таким же «лишним человеком», как и А.С.Пушкин Онегина и М.Ю.Лермонтов Печорина. Ведь он не вписывался в это общество. Он был одинок. Даже тот Аркадий, который считал Базарова своим другом вскоре уехал, потому что сделал предложение Кате Одинцовой. В романе можно увидеть внутренний конфликт Базарова, когда он признавался в чувствах к Анне Сергеевне. Он понял, что любовь ломает все его нигилистические взгляды, да до такой степени, что в эпизоде его смерти он говорит красиво с Одинцовой. Изначально я относилась безразлично к главному герою, но после признания и терзавших его мыслей, я прониклась к нему двояким чувством. И мне он был симпатичен из-за многогранности его действий и дум, но потом я преисполнилась к нему невероятным сочувствием, потому что только при смерти выяснилось, что Евгений Базаров – обладатель тонкой и одинокой души, которая существовала все это время за масками чёрствости и безразличия. Обновлено: Опубликовал(а): Дарья Тесленко Внимание! Спасибо за внимание.
|
|