Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ и характер Рагина по повести Палата № 6 (Чехов А. П.)

Назад || Далее

После путешествия на Сахалин в 1890 году образ родины в художественном сознании Чехова углубляется и становится сложнее. Ехал он на самое страшное место российской каторги через всю Сибирь и был особенно восхищен бес- крайностью сибирской тайги: «Сила и очарование тайги - не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается».

После просторов Сибири этот остров, населенный каторжниками, этот кусок земли, самой природой отделенный, отграниченный от большой земли, поразил как место «невыносимых страданий», как «ад», в котором были заживо погребены многие тысячи людей, часто ни в чем не повинные.

Под впечатлением от всего увиденного на Сахалине Чехов-художник написал, может быть, самую потрясающую свою повесть – «Палату № 6».

Страшное, гнетущее впечатление производит судьба доктора Рагина, насильно заключенного в психиатрическую палату.

Он, лечивший больных этой палаты много лет, только оказавшись в одинаковом с ними положении, начинает понимать, что его прежняя жизнь кабинетного ученого, при виде несправедливости успокаивающего себя рассуждениями о непротивлении злу и об относительности всех благ на земле, была эгоистической. Любовно вынашиваемые им идеи рухнули, как только его заперли в этой палате. Он смотрит из окна палаты в поле, видит багровый восход луны и на его фоне – высокую тюрьму, обнесенную каменной стеной. Вид этот его страшит, его осеняет жуткая мысль: «Вот она, действительность!» Больничная палата, куда насильно запираются и больные и здоровые люди, стены тюремного двора, сама тюрьма – все это производит страшное впечатление.

В этой повести Чехов более чем в других произведениях протестует против насилия над беззащитной личностью, загнанной и вынужденной жить в ограничении своих духовных и физических возможностей. Последний штрих этой трагедии – удары сторожа Никиты, пригвоздившие несчастного Рагина к его больничной койке.

Тень Сахалина лежит на всем сюжете повести, включая этот заключительный эпизод. «Когда я читаю, – писал Илья Эренбург, хорошо понимавший общественный смысл повести, – как больничный сторож Никита бьет доктора Рагина, которого он еще недавно именовал «высокоблагородием» и который для него теперь рядовой сумасшедший, я всякий раз думаю о поездке Чехова на Сахалин». Современники Чехова увидели в «Палате № 6» воплощение российской действительности.

Анна Ильинична Ульянова-Елизарова вспоминает, как понял образ «Палаты №. 6» молодой В. И. Ленин, живший в начале 1890-х годов в Самаре и тосковавший там о широкой революционной деятельности: «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № б». «Эти слова Володи, -–пишет далее А. И. Ульянова-Елизарова–приоткрыли мне завесу над его душевным состоянием: для него Самара стала уже такой «Палатой № 6», он рвался из нее почти так же, как несчастный больной Чехова. И он твердо решил, что уедет из нее следующей же осенью». Н. С. Лесков прямо утверждал, что в «Палате № 6» изображены в миниатюре «общие порядки» в стране и характеры людей: «Всюду–палата № 6. Это – Россия...» За художественным обобщением чувствовался самодержавно-полицейский режим.

Вместе с тем в повести в устах душевно, больного Громова (болезнь его – мания преследования–весьма характерна для 80-х годов) прозвучали страстные строки, призванные вселить в читателя веру в будущее России: «Пусть я выражаюсь пошло, смейтесь, но воссияет заря новой жизни, восторжествует правда, и –на нашей улице будет праздник! Я не дождусь, издохну, но зато чьи-нибудь правнуки дождутся».

Все, что Чехов пережил и передумал о русской жизни, находясь на Сахалине, углубило образ родины в его представлении, внесло в него большую долю горечи, но не заслонило собой всего прекрасного, что художник ценил прежде, –ни простирающихся вдаль полей, ни степей, перемежающихся богатыми лесами, озерами и реками, ни самой высокой ценности на земле – людей.

Источники:

  • Чехов А. П. Степь. Повести и рассказы. В ступ, статья Э. Полоцкой.–М.: «Худож. лит.», 1980. 352 с. (Классики и современники. Русская классическая литература)..
  • Аннотация: Настоящая книга А. П. Чехова включает повести и рассказы, написанные им в период с 1888 по 1895 год.
    Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Назад || Далее
    .