|
Образование создает разницу между людьми (Дж. Локк) (ЕГЭ обществознание)Джон Локк, английский философии и педагог, поднимает проблему социальной дифференциации общества, в системе которой образование является одним из критериев ее существования. Социальная дифференциация общества – процесс, связанный с разделением общества на группы, который, по утверждению социологов, существовал всегда: например, в первобытных племенах люди делились в соответствии с полом и возрастом. В зависимости от государств, развития общества, эпох решающими причинами становились разные критерии. Озвученная проблема актуальна в условиях возрастающей коммерциализации образования, что способствует неподконтрольному индивиду расслоению в обществе. Закрытость образовательной системы, доступность ее только дворянам, мужчинам, белым или богатым делает социальные группы изолированными, а мобильность, на сегодня, в век знаний и информации во многом связанную с образованием, катастрофически низкой. Я частично согласна с утверждением Локка, что образование создает разницу между людьми, т.к. в анализе проблемы могут быть применены два подхода: первый отталкивается от социального неравенства, которое заранее ограничивает доступ к образованию некоторым слоям населения (в зависимости от доходов, пола, происхождения), а второй – о последствиях недоступности образования, получение которого делает разницу между социальными группами необъятной. Наличие образования в той или иной области, - пользуясь концепцией Вебера, - обуславливает авторитет личности, его престиж, статус, что в условиях и без того привилегированного доступа к образованию увеличивает социальное неравенство, отдавая всю полноту власти одной группе. Так, в 1887 году постановление, прозванное «циркуляром о кухаркиных детях», ограничило доступ к образованию детям низших слоев населения. По утверждению писателя К.Чуковского, на основании этого циркуляра его исключили из Одесской гимназии. Вирджиния Вулф, английская писательница-модернистка и феминистка, родившаяся в викторианскую эпоху и не получившая образования в связи со своей половой принадлежностью, писала: «Возраст создает один барьер, пол – второй, ученость – третий», подчеркивая многообразие критериев социальной дифференциации общества, в которой образование, особенно в эпоху возрастающей ценности информации, играет далеко не последнюю роль. Право на образование – одно из важнейших человеческих прав, и образование не должно быть привилегией. У той же Вирджинии Вулф была поразительная аналогия – а что, если бы у Шекспира была столь же талантливая сестра, которая по причине пола не смогла бы развить свои способности. Скорее всего, она бы повесилась, выносит приговор писательница. Т.е. с одной стороны, получение образования – это уже привилегия и уже зафиксированное последствие неравенства. С другой – будь И.Бродский, при прочих равных условиях с другими, профессиональным переводчиком, имеющим соответствующий диплом, то его, скорее всего, не обвинили бы на знаменитом суде 1964 года в тунеядстве и не отправили бы в ссылку. То есть образование, в случае Бродского, обуславливает его профессиональный авторитет. Или, например, возьмем Катю и Лену – Катя поступила в МГИМО на факультет международной журналистики и стала пиар-менеджеркой в большой компании, а Лена никуда не поступила и перебивается случайными заработками в разных качествах. Но если пойти глубже, то Катя, может быть – из интеллигентной московской семьи, которая смогла оплатить ей репетиторов по подготовке к выпускным экзаменам или само обучение, а Лена – из московской области, из поселковой школы, из семьи рабочих. И у них были заранее неравные шансы на «социальный лифт». А вот если бы Катя и Лена находились на одних и тех же социальных диспозициях, то можно было бы сказать, что именно образование сыграло решающую роль. А вот Октябрьская революция 1917 года в России сделала образование общедоступным – в идеологической базе марксизма заложен принцип всеобщего равенства. Были организованы ликбезы. В результате революции мобильный скачок был осуществлен целым классом, без разделения на мужчин и женщин. Результатом распространения действительно доступного образования является увеличение квалифицированных специалистов, ученых, художников, писателей и писательниц, что способствует развитию благосостояния страны, нации и мира. Но таким образом, образование не только является причиной, но и также и следствием социального неравенства, и здесь можно руководствоваться моделью К.Маркса, который разработал классовый подход, согласна которому в обществе есть класс пролетариев и класс собственников. Согласно этому подходу, именно класс собственников, класс богатых может осуществлять свои потребности в сфере образования, духовности, осуществлять власть. На основе приведенных примеров, можно сделать вывод, что образование действительно создает разницу между людьми – например, в перспективах продвижения по социальной лестнице. Но в большинстве случаев, по моему мнению, – все-таки ее усугубляет. Обновлено: Опубликовал(а): dafad Внимание! Спасибо за внимание.
|
|