|
„Свобода есть право на неравенство” - Бердяев (ЕГЭ обществознание)Мое согласие с мнением автора является сугубо частичным, вопреки его великому вкладу в развитие философии свободы: неравенство в его суждении не конкретизируется отдельной областью (отраслью) обществознания. Несмотря на это, обратимся к общепринятому и всеобъемлющему толкованию терминов "неравенство" и "свобода" в науке. Неравенство предполагает неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества, различность положения индивидов и социальных групп на ступенях вертикальной социальной иерархии. Свобода же выглядит фактической непосредственностью в волеизъявлении субъекта. Так где же, на мой взгляд, цитата находит убедительное и верное отражение? В какой сфере общественной жизни? В экономическом существовании, например, неравенство и свобода действительно взаимосвязаны. Выходит так, что в условиях рыночной экономики (что и является той самой экономической независимостью или свободой) наиболее материально обеспеченным ресурсами - деньгами в нашем случае - становится наиболее изворотливый, предприимчивый и остроумный. В то время, как человек, задатков к бизнесу не имеющий (или попросту бездейственный), становится ресурсами обделен. Такому же правилу подчиняются и примеры с образованием - важнейшим из видов социального лифта: свобода выбора оставляет за мной право поступать в университет из перечня желаемых мной. В качестве литературного аргумента, мнение автора подтверждающего, рассмотрим роман "Мартин Иден" за авторством Джека Лондона, где главный герой - ярый индивидуалист -, используя самообразование способом взбирания по социальной лестнице, расходится со своим коллегой Джо не только в своей обеспеченности финансами, но и в интеллектуальном развитии. Джо, избравший путь бродяги и лентяя, страстно расстрачивает отведенное ему время на бессмысленные поездки зайцем в вагонах товарных поездов, остается увядающим маргиналом. В свободе выбирать и проявляется свобода, названная Бердяевым. Более того, неравенство оценивается не только в заработке: заслуженный и публикуемый писатель Мартин Иден наверняка был много влиятельнее случайного Джо. Может, он и не хотел быть подобным? Это его выбор и его личная свобода. Однако, уделим минуту и вопросам государственности. Неужели и тоталитарный социализм (каким бы он ни был), выдвигающий идею всеобщего равенства и отсутствия классов - ступеней, вкупе с юридической свободой даёт право на неравенство в социуме (исключая властные отношения)? Нет, разумеется. Юридически - формально - гражданин такого государства, поддерживающего идеологию равенства, свободен полномерно. Так, я ставлю абсолютную правоту автора изречения под вопрос. Да, Бердяев прав в своей цепочке, но лишь отчасти. Идеализируя правовое капиталистическое государство, можно сказать, что свобода и есть право на неравенство. В конце концов, каждый пожинает то, на что горазд. Обновлено: Опубликовал(а): dafad Внимание! Спасибо за внимание.
|
|