|
29.4 «Свобода есть право на неравенство» (Н. А. Бердяев) (ЕГЭ обществознание)Для написания мини-сочинения я выбрала высказывание Н. А. Бердяева: "Свобода есть право на неравенство". В данном высказывании автор рассматривает тему связи между свободой и неравенством. Автор считает, что социальное неравенство обуславливается выбором человека, который он принял самостоятельно. Чтобы ближе ознакомиться с данной темой, обращусь к обществоведческим теориям и понятиям. Свобода — возможность индивида сделать выбор и воплощать его в действительность. Известно, что свобода личности — важнейшая ценность в цивилизованном мире и свобода является главным компонентом демократии. Принятие решения в каких-либо вопросах зависит от потребности человека, то есть осознанием и переживанием человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развитии личности. То есть человек самостоятельно определяет, принадлежит ли ему какой-либо, допустим, объект, или нет. Отсюда и проявляется социальное неравенство. Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях иерархии общества. При данном понятии наблюдаются разные роды деятельности людей и их разный доступ к ресурсам. О разном доступе к ресурсам мы уже выяснили. Что же касается разного рода деятельности, то тут работает та же "схема": человек, исходя из личных побуждений, вправе выбирать свое направление образования, профессию, интересы, ставить цели и тому подобное, что составляет его жизненный путь, который у всех колоссально отличается друг от друга. Таким образом, люди, имея свободу, распоряжаются своей жизнью, исходя из своих личных побуждений, интересов, потребностей, отчего и проявляется социальное неравенство. Чтобы подтвердить данную теорию, приведу антипример из истории. в 1923 году в СССР образовался новый политический строй — сталинизм, обозначающий тоталитарный политический режим в стране. В те года у людей не было свободы: не могли самостоятельно принимать решения, не могли высказываться так, как думали, не могли быть оппозиционерами власти. Государство оказывало на них огромное влияние, и при этом в государстве был принцип равенства людей. На этом примере мы видим, как при отсутствии свободы: принимать какие-либо решения в жизни, — социальное неравенство отсутствует, так как доступ к ресурсам, род деятельности у всех — един. Также приведу пример из фактов общественной жизни. В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на получение образования. И если основное общее образование является обязательным, то среднее профессиональное или высшее образование — нет. Каждый человек вправе принять решение — продолжать обучение или нет. Имея право на среднее профессиональное или высшее образование, не каждый пользуется им. Или же, кто-то оканчивает обязательные 9 классов и никуда дальше не поступает. Если человек становится выпускником ССУЗа или ВУЗа, то шанс получить высокооплачиваемую работу, как правило, больше, чем у людей, не имеющих образования такого типа. На этом примере мы видим, как сделанный выбор приводит разных людей к разным результатам, которые приводят к неравенству. Итак, Н. А. Бердяев был прав: благодаря свободе каждый человек оказывается перед выбором, который меняет их жизнь в ту или иную сторону, что и порождает неравенство. Обновлено: Опубликовал(а): Гаяне Оганесян Внимание! Спасибо за внимание.
|
|