|
Изображение русского национального характера у авторов второй половины XIX века (Литература XIX века)Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! А. Толстой (1854)
Русские авторы второй половины девятнадцатого века, следуя традициям реалистической школы, стремились изобразить Россию, типические характеры её населения во всей полноте, с запечатлением как положительных, так и отрицательных черт, в отличие от тех же славянофилов и западников, которые видели лишь что-то одно. Такие классики, как Некрасов, Лесков, Салтыков-Щедрин особенно пытались уловить в своих произведениях весь русский национальный характер в его многогранности, широком разбросе; проникнуть взглядом в глубину “широкой русской души”. Для данных авторов едина мысль о том, что именно этой “особенной статью”, близостью порока и благочестия в одной личности, удалостью, где граничат щедрость и убийство, русский человек отличается от других. В качестве основных черт бытописатели отмечали простодушие, близкое к наивности, прямоту, набожность, соединенную с опасной суеверностью, скрытую физическую и духовную силу, талантливость и изобретательность, а вместе с тем “темноту” и безграмотность, любовь к веселью, но с условием, что можно напиться до потери сознания, терпение переносить самые суровые условия, доходящее до рабского послушания, и лихачество, когда всё зависит от такой мелочи, как запятая в предложении “Казнить нельзя помиловать”. В пример можно привести главного героя повести Николая Лескова “Очарованный странник”, Ивана Северьяныча. Словно могучий древний богатырь, он без роптанья превозмогал тяготы своих странствий, находя опору в вере. Его смекалка часто спасала его из самых трудных ситуаций- как-то Иван Северьяныч смог сбежать из татарского плена, использовав индийские фейерверки и притворившись богом Талафой. Мужчина искренно и глубоко полюбил цыганку Грушу и до последнего старался скрасить её существование, защитить. Странник, узнав, что у престарелой пары забирают в солдаты единственного сына, пошел вместо него без какой-либо платы, а из чисто человеческого сострадания. Между тем, он совершил немало ошибок в своей жизни. Из-за молодецкой удалости он, будучи подростком, хоть и нечаянно, но всё же убил невинного человека. Иван Северьяныч любил выпить, причем он пропадал на несколько дней, не заботясь о своей работе. Также он без какой-либо милости выпорол кошку и отрубил ей хвост топором, когда та съела голубенка. Напившись и влюбившись, он за один вечер потратил баснословную сумму в увеселительном доме. Герои тезки Лескова, Некрасова, из поэмы “Кому на Руси жить хорошо?”, также обладали свойственной русскому характеру двойственностью. В той же главе “Крестьянка” мы видим такого положительного героя, как Марфа Тимофеевна, которая, желая спасти мужа от солдатщины, будучи на позднем сроке беременности, показала невероятную стойкость, мужество, отправившись ночью, в мороз, в одиночку, в город за несколько километров от своего села просить помощи губернатора. В такую трудную минуту её поддерживала чистая, глубокая вера в Бога. Но эта же самая вера и суеверность показана и с другой стороны- во время голода в деревне, где жила “Губернаторша”, крестьяне убили женщину просто за то, что она надела чистую рубаху в Рождество, что было запрещено приметой. Другой русский классик, посвятивший себя изображению народной жизни-это Салтыков-Щедрин. Хоть он в своих историях прибегал к гиперболе, метафоре и иронии, это только помогло ему полнее и ярче зарисовать типичных представителей русского общества в остро-сатирической форме. В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” мужик-олицетворение народа- благодаря смекалке и умелости смог прокормить на необитаемом острове двух прожорливых господ, сделать различные средства выживания и в конечном счете отвезти их домой на вручную собранном плоту. Но этот же мужик безропотно подчинялся беспомощным чиновникам-самодурам, ругавшим его по всякому поводу- он даже сам свил веревку, на которую они его посадили, чтобы он не убежал. И за все труды мужика благородные генералы наградили его рюмкой водки да пятоком серебра, и он, скорее всего, не расстроился. В итоге, в своих произведениях такие писатели второй половины девятнадцатого века, как Лесков, Некрасов и Салтыков-Щедрин старались изобразить русский национальный характер в его главном габаритном размере- ширине. Они пытались запечатлеть народную душу, где две абсолютные крайности-стороны одной медали, и от высокого душевного порыва до убийства лежит один шаг. Их герои неоднозначны и полны противоречий, имея в себе примеси белого и черного, добра и зла, причем все это уходит в абсолют. Поэтому хорошие поступки сменяются плохими, а одно явление можно рассматривать с разных сторон, так как оно по разному влияет на судьбы людей. Хоть каждый из вышеуказанных авторов и применял разные художественные средства и предпочитал разные жанры, сквозь их творения проходит единая мысль о том, что русский характер невероятно глубок, что он вбирает себя все крайности, давая возможность совершать невероятные, немыслимые во всех смыслах поступки, этим отличая русский народ от всех других. Обновлено: Опубликовал(а): popopodogrev Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|