Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Мастерство Грибоедова в создании характеров и развитии действия (Грибоедов А. С.)

Александр Сергеевич Грибоедов – русский дипломат, представитель Российского посольства в Персии. Драматург считается «автором одного произведения», написанного им в промежутке с 1822 года по 1824 – «Горе от ума».

Данное произведение является комедией, считающейся сатирой на русскую аристократию и Россию в целом в образе фамусовской Москвы. Обратившись к тексту, можно узнать, что же Грибоедов высмеивает в этом сословии. Представители дворянства постоянно волнуются за свою репутацию в обществе. Доказательством данной мысли может послужить реплика Фамусова, отправляющего Софию в Саратов «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!», который переживает не за свою дочь, а за то, что же скажут другие высокопоставленные люди.

Становится понятно, что перед нами – лишь маски образованных и воспитанных интеллигентов, но это совсем не значит, что представленные нашему вниманию персонажи соответствуют своим ролям. Так Александр Сергеевич выставляет на всеобщее обозрение проблему лживости, лицемерия и двуличия бюрократов. Вторым аспектом, находящим место в данной пьесе, является высмеивание «погони за чинами». Здесь Грибоедов высказывает свое мнение через персону Чацкого, а в частности – через его реплику: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».

Стоит отметить, что «Горе от ума» является результатом сочетания таких литературных направлений, как классицизм, реализм и романтизм. Единство места и времени, взятые из трех единств классицизма, находят отражение в комедии. Чацкий, представитель нового общества, который хочет найти отражение своего «идеального мира» в Москве, а сталкивается с другим миром, реальным, является романтическим героем. Рассматривая отсутствие счастливого финала, а также пример Чацкого, познающего себя и общество в целом на примере различных ситуаций, описываемых в произведении, мы сталкиваемся с чертами реализма.

На примере Чацкого можно пронаблюдать тему «вхождения в жизнь» молодого человека. Александр Андреевич, вернувшись в Москву после заграничного путешествия, пытается вновь освоиться в городе. Он ищет в фамусовском обществе те черты, которые соответствуют его убеждениям, но не находит, из-за чего происходит конфликт между старым и новым поколениями. Рассуждать о том, победитель Чацкий или побежденный в этом столкновении мнений, довольно сложно, ведь ответ на этот вопрос зависит от того, с какой стороны посмотреть. Очень точно об этом говорит И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

При обрисовке образов персонажей Грибоедов обходится без карикатуры, используя говорящие фамилии, которые являются приемом классицизма, а также речь, представляющая собой способ создания характера героя.

Чацкий. Резонёр, речь которого эмоциональна и искренна, хорошо образован, обладает ораторским искусством. Именно с ним связано всё развитие комедии. Экспозиция, вводящая в систему и расстановку действующих лиц, заканчивается приездом Чацкого. Кульминационным моментом пьесы считается объявление Александра Андреевича сумасшедшим. На данном этапе можно сделать предположение о том, что прототипом данного героя является Чаадаев, которого только за его сочинения правительство объявило умалишенным и поместило в «жёлтый дом». «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!», - именно здесь происходит развязка всего произведения. Стоит отметить, что финал «Горе от ума» считается открытым, ведь Александр Сергеевич Грибоедов детально ничего не говорит о дальнейшей судьбе героев.

На протяжении всей комедии прослеживается две основных конфликтных линии: Чацкий-Молчалин и Чацкий-Фамусов.

Молчалин – секретарь Фамусова, человек молчаливый, который не разбрасывается словами, о чем и «говорит» его фамилия. Личность, которая подхалимничает вышестоящим чинам, угождает им, чтобы добиться высоких результатов по службе, выслуживается. Он состоит с Чацким в любовном противостоянии за сердце Софии.

Фамусов, чья фамилия происходит от английского слова «famous», то есть знаменитый, расходится с Чацким во мнении, связанным с жизнью дворян, в том числе, и об их службе. Именно при описании столкновения данных двух противоположных сторон рождается афоризм «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Значение фамилии «Скалозуб» можно сформулировать как «остряк». И действительно, речь данного персонажа обрывиста, рублена. По поступкам Скалозуба можно понять, что он морально неразвит. Такой вывод читатель может сделать, проанализировав поведение героя в ситуации с падением Молчалина с лошади.

Одним из персонажей данной пьесы является Репетилов. Его фамилия также происходит от английского слова. «Repeat» в переводе с иностранного языка означает «повторять». Данный герой хорошо говорит, повторяет умные мысли за другими, но сам он пуст, не имеет собственного мнения. Появление этого персонажа в конце расширяет художественное пространство с дома Фамусова до всей Москвы.

Также стоит отметить и Лизаньку, которая хитра и остроумна. Она интересна читателю не меньше, чем остальные герои, ведь именно в общении с ней участники комедии предстают совершенно с другой стороны: Молчалин из скромного и верного секретаря превращается в карьериста, который добивается своей цели всем способами, не взирая на их нравственность, Софья, которая играет роль послушной дочери, не скрывает перед Лизонькой, что состоит в отношениях с Молчалиным. Из этого можно сделать вывод, что данная героиня – далеко не последняя по важности в пьесе.

В комедии Грибоедова прослеживается несколько общечеловеческих идей. Во-первых, стоит выделить то, что общество отвергает тех, кто думает иначе. Говоря другими словами, тех, у кого есть «ум», собственное мнение, отличное от общепринятого, не всегда ждет поддержка со стороны, а скорее наоборот – «горе», отторжение. Во-вторых, одной из основных мыслей является вечный конфликт между старыми и новыми поколениями. В-третьих, Александр Сергеевич отражает в своем произведении такие пороки, как подхалимство, угодничество, лицемерие, тщеславие. Проанализировав вышеперечисленное, можно сказать, что данное произведение актуально и по сей день.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.