|
Вы здесь: Критика24.ру › Грибоедов А. С.
Анализ третьего действия комедии «Горе от ума» (Грибоедов А. С.)«Горе от ума» — это обличительная комедия А. С. Грибоедова, в которой автор высмеивает нравы и обычаи светского общества того времени. Произведение состоит из четырех действий, особое место занимает третье, а именно описание бала. В третьем действии раскрываются два конфликта: любовный и социальный. Первые три явления посвящены любовному конфликту. Автор описывает размышления Чацкого о том, кто мил Софьи, и почему она предпочла Молчалина. Однако, читая произведение дальше, становится понятно, что любовный конфликт, не выходит на первый план, а является дополнением к социальному конфликту, занимающему главенствующую роль. Диалог главного героя с Молчалиным, помогает нам дополнить характеристику обоих персонажей. В ходе этой беседы автор противопоставляет нравственные ценности Чацкого и Молчалина. Мы понимаем, что для Александра Андреевича присущ дух вольности, свободы. Ему дики, и непонятны нравоучения Алексея Степановича о тонкостях жизни в фамусовском обществе, советы «к Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить», чтоб «награжденья брать и весело пожить». Автор объясняет, что девиз Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», противоречит утверждению Молчалина: «Ведь надобно ж зависеть от других», тем самым показывает противостояние двух разных взглядов. Однако социальный конфликт в полной мере раскрывается автором в описании бала, на котором собралось светское общество «фамусовской» Москвы. Каждый из гостей олицетворяет собой разных представителей высшего света и вместе с тем его главные недостатки. Например, Платон Михайлович, он старый друг Чацкого, бывший военный, но теперь он «не тот», он стал «прелестным мужем». Мы понимаем, что главенствующую роль в его семье занимает жена, Наталья Дмитриевна. Платон Михайлович теперь имеет не своё мнение, а мнение супруги, он не успевает раскрыть и рта, как жена уже ответила за него. Автор показывает, как быстро меняются люди, попавшие под влияние других, и всех это устраивает. Ещё одни яркие представители фамусовского общества: князь Тугоуховский и княгиня с шестью дочерями. Для них важны не душевные качества человека, а его чин и финансовое благополучие, узнав, что Чацкий беден и не имеет высокого положения по службе, они даже не хотят его знать. Или графини Хрюмины — высокомерные особы, считающие себя выше других: Графиня внучка:… Ну кто так рано приезжает? Мы первые! Княгиня: Вот нас честит! Вот первая, и нас за никого считает! Молчалин же на балу проявляет себя «услужником знаменитым», опускающимся до того, что начинает хвалить шпица высокопоставленной дамы. Все эти люди удивляют Чацкого, он не понимает как можно так жить, иметь такие идеалы, главный герой выглядит белой вороной среди всех этих гостей. Поэтому, когда разносятся слухи о сумасшествии Чацкого, фамусовское общество с радостью принимает их, дополняет «подробностями», ведь им проще считать главного героя умалишенным, чем считаться с его «вольнодумными» изречениями. Автор заканчивает третье действие монологом Чацкого. Главный герой возмущен сложившимся положением в России, где люди забыли «старину святую» и слепо подчиняются европейской моде. Россия — прежде самобытная страна, стала родной для «французика из Бордо», который «чувствует себя здесь маленьким царьком». Из предыдущих явлений, мы знаем, что Чацкий — это прогрессивно настроенный молодой человек, считающий, что Россия должна развиваться, двигаться вперёд, оставить в прошлом эгоистичное, безнравственное фамусовское общество. Однако этот монолог даёт нам понять, что главный герой не видит будущее страны без прошлого, он убежден, что страна должна развиваться самостоятельно, опираясь не на «иноземцев», а на самобытность. Это характеризует его, как истинного патриота своей Родины. В третьем действии автор поднимает конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», остро высмеивает и беспощадно обличает мир фамусовых, наполненный ложью, лицемерием и угодничеством, живущий родственными и дружескими связями. Грибоедов, видел «эти призраки сановников в отставке, прикрывающие орденами и звездами целые бездны неспособности, невежества, тщеславия», как писал Герцен, и не побоялся изобразить в своей комедии реалии русской жизни, важнейшие проблемы той эпохи, актуальные и по сей день. Обновлено: Опубликовал(а): EBген Внимание! Спасибо за внимание.
|
|