|
Образ и характер характеристика Эльмиры Дорины по пьесе (комедии) Тартюф (Мольер Ж. Б.)
Не менее выигрышны роли представителей другого лагеря. Эльмира, жена Оргона, — воплощение типа уравновешенной, благоразумной женщины. Она дана как в меру кокетливая молодая жена старого мужа. Мужем своим она отнюдь не ослеплена и даже смотрит на него со снисходительной иронией. Она не чуждается светских удовольствий. Отличается полным самообладанием. Именно ее самообладанию обязан Оргон разоблачением Тартюфа. Сцена этого разоблачения, когда Оргон сидит под столом и все слышит, одна из наиболее острых в пьесе. Из прочих ролей следует выделить роль Дорины, служанки, ярой ненавистницы Тартюфа, неистощимой на язвительные замечания. Речи ее полны вызывающего сарказма. Так она говорит с Оргоном, когда он расспрашивает о Тартюфе. Таковы ее реплики в сцене, когда Оргон объявляет Мариане о своем решении выдать ее замуж за Тартюфа. Дорине, в отличие от условных служанок, обычных в комедиях интриги, приданы весьма типичные бытовые черты. Комедия Мольера редкостна по искусству завязки и развития событий. А вот развязка ее вызывала серьезные нарекания. Надо сказать, что вообще развязки комедий Мольера часто являются механичными и построенными на совершенной случайности. Так и здесь. До самого последнего момента Тартюф торжествует. И лишь неожиданное вмешательство короля опрокидывает расчеты Тартюфа. Подобный финал вызван отчасти тактическими соображениями Мольера, опиравшегося в борьбе за комедию на поддержку Людовика XIV. Отчасти же счастливой развязки требовали законы комедии. Но внезапность и неожиданность развязки, доставляя зрителю моральное удовлетворение (ибо порок находил возмездие в самой комедии), в то же время оставляли впечатление, что у Тартюфа было много шансов выйти из борьбы победителем. Зритель уходил из театра с убеждением, что лицемерие Тартюфа в обычных условиях торжествует и для того, чтобы оно получило воздаяние, требуется маловероятное стечение необычных обстоятельств. К слову сказать, к аналогичной развязке прибег Гоголь в «Ревизоре», исходя, по-видимому, при этом из тех же соображений, что и Мольер. «Тартюф» по праву считается лучшей комедией Мольера. Пушкин говорил про эту комедию: «бессмертный Тартюф, плод самого сильного напряжения комического гения». Впечатляющая сила комедии заключалась и в живучести изобличенного порока. Тартюф бил прямо по злейшим врагам Мольера — религиозным ханжам. Но обобщающая сила искусства придала этому типу более широкое значение. Недаром имя Тартюфа вошло в язык, как позорная кличка всякого лицемера, прикрывающего низменные побуждения лживым жаргоном фальшивой добродетели. Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|