|
Образ Москвы в литературе (ЕГЭ по литературе)Образ Москвы в литературе неоднозначен. Каждый автор придает ему свои черты, наделяет идейным смыслом. В описании города и его жизни определяется отношение автора к этому месту и характеристика героев, находящихся там. В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Москве посвящена седьмая глава. Описание построено на антитезе: «младые грации» и их образ жизни противопоставляются «провинциальной» Татьяне, приехавшей на ярмарку невест. С этой стороны Москва показана «надменной», живущей по своим правилам. Но автор восхищен ею: Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! Она для него не просто город, а город-герой, сумевший противостоять Наполеону. А.С.Пушкин называет Москву «своей», дорожит ею. Он считает ее красивой, многоликой, восторгается церквями и храмами. Москва в «Чистом понедельнике» И.А.Бунина представлена с двух сторон. Во-первых, она живая, громкая. Герои ходят на концерты, едят в ресторанах, посещают ««Прагу», «Эрмитаж», «Метрополь»». Московская жизнь с этой стороны светская, она выглядит «гуще и бодрей». С другой стороны, это православный город. Автор описывает храмы, церкви от лица главной героини. Она религиозна, поэтому считает, что «только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях». И.А.Бунин представляет Москву во всей полноте ее образа. В поэме М.Ю.Лермонтова «Песня о купце Калашникове» Москва показана во времена правления Ивана Грозного. Город - центр Руси, он «великий, златоглавый», в нем пребывает царь со своей свитой. Купеческая жизнь описывается от лица Степана Парамоновича, он торгует на «широком гостином дворе», живет в «высоком доме». Случившееся с его женой, Аленой Дмитриевной, характеризует жесткие нравы разбойничьей Москвы. Кирибеевич подстерегает ее на темной улице, весь город будто становится пустым и черным. Однако на утро заря освещает золотые купола церквей, возвращает Москве ее красоту. Таким образом, она меняет свой облик вместе с героями. В стихотворении М.И.Цветаевой «Домики старой Москвы» образ Москвы построен на антитезе: противопоставлении старого новому. Ключевым символом прошлого становятся «домики», автор искренне любит их, поэтому негодует от того, что они исчезают. Риторические вопросы: Где потолки расписные, До потолков зеркала? подчеркивают растерянность, тревогу и боль. Уходящая старина для М.И.Цветаевой прекрасна, а новая Москва – это «…уроды, —грузные, в шесть этажей». Таким образом, Москва описана разносторонне. Каждый находит в ней красоту, повод для восхищения. Чаще всего это храмы и церкви, архитектура. А.С.Пушкин замечает ее «надменность». И.А.Бунин, наоборот, делает акцент на религиозной составляющей. М.Ю.Лермонтов описывает ее «царское» прошлое. А М.И.Цветаева в одном образе передает всю прелесть московской старины. Обновлено: Опубликовал(а): mariaharitonova Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|