|
Вы здесь: Критика24.ру › Школьные сочинения
Композиционный анализ поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (Школьные сочинения)Фантазия обладает страшной силой. Фантастическое – вымышленное, то, чего быть не может. Реальное – то, что может произойти. Вместе фантастическое и реальное раскрывают то, что происходит в душе человека. Творчество раскрывает реальный мир, а в этом мире фантастического нет.
Сюжет играет роль экзамена для героев произведения. Он предоставляет возможность одновременного развёртывания планов: трагического и комического. И чем становится смешнее, тем страшнее трагедия.
Поэма являет собой торжество идеала – идеализм Н. В. Гоголя. Произведение дарует ясность духовного состояния.
«Поход» Чичикова начинается с Манилова, который представляет собой максимальную расслабленность отвлеченность, на которую только способен русский человек. Узнав о «предприятии» Чичикова, Манилов сперва испуган, но после охотно идёт на «сделку».
Весь «экипаж» Чичикова поддается расслабленности маниловские в грёз. Кучер заговаривается с лошадьми и пропускает поворот, ведущей к Собакевичу.
Так Чичиков попадает к Коробочке, а из «коробочки» выхода нет. С ней он ведёт себя снисходительно-бесцеремонно. В этом-то он и просчитался. Ведь жизнь гораздо сложнее и богаче, чем выглядит в расчётах самых дальновидных авантюристов. Авантюра и её успех не могут быть прочны. Любопытство в сочетание с тупостью дадут такой результат, что Коробочка поедет в город узнавать: «Почем мертвая душа нынче ходит?».
О живых Чичиков говорит как о покойниках. Трагедия существует внутри комедии.
Сцена Чичиков у Ноздрева полна энергии. Во всём безудержность. Из беседы с Ноздревым обнаруживается цена достоинства Чичикова. — Не хочешь подарить, так продай. — Продать! Да ведь я знаю тебя, ведь ты подлец, ведь ты дорого не дашь за них? — Эх, да ты ведь тоже хорош! смотри ты! что они у тебя бриллиантовые, что ли?
Чичиков не допускает к себе фамильярного отношения, если только это не слишком высокопоставленная особа. Ему ничего не стоит «скушать» подлеца, если разговор заходит о «предприятии».
В сцене Чичиков–Собакевич происходит путаница мёртвой и живой души. Чичиков – идол мёртвого. Он таит в себе пустоту. Собакевич своей пламенной и подробной речью вызывает из небытия кузнецов, мастеров, каретников, которые заполняют пустоту.
«Поход» Чичикова завершается пребыванием у Плюшкина. Это самая элегическая глава, в ней смерть овеяна воспоминаниями о юности. Смерть не страшна – это переход в вечность. Поэзия конца обращена к поэзии начала.
Россия сумела рассмотреть в Чичикове пошлость и позор, ведь все тогда думали, как один человек.
Над Россия ещё не взошла звезда поражения, то была ещё звезда пушкинской Руси.
Взгляд на Россию в «Мёртвых душах» - из вечности. Русь – согласие бытия, вечный, естественный, непрерывный круг жизни. Круг жизни очерчен Христом. Чичиков переступил эту черту вследствие сатанического пренебрежения естественным ходом жизни.
Н. В. Гоголь – катастрофическая личность. Оставшись без А. С. Пушкина, он берет на себя ответственность принять решение перед лицом ужасных надвигающихся событий. Обновлено: Опубликовал(а): Дарья Депринда Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|