|
Живая Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» пример (Школьные сочинения)Жизнь – это движение. В прямом смысле – перемещение времени в пространстве; в глубинном – активность души и достижение духовной высоты. Заглавие поэмы Н. В. Гоголя «Похождение Чичикова или мертвые души» ясно и точно обозначает взаимосвязь этих двух смыслов в самом произведении. Главный герой Чичиков, приобретатель и «себе на уме» в постоянных разъездах: колесит по городам и весям необъятной Российской империи, встречается с различными людьми, договаривается о сделках. А в ушах автора, вынужденного мысленно следовать за своим героем, «немолчно» раздается «тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине», «от моря и до моря», песня. Это голос самой России, той самой живой крестьянской Руси, чьи беды и радости, подобно заунывным звукам, «вьются непостижимо» около сердца. Дорога, песня, труд и есть основа, без которой немыслимы ни похождения Чичикова, ни его сделки с чиновниками, ни самое существование Маниловых, Плюшкиных, Собакевичей. И эта основа, конечно, заложена в самой психологии народа, его быте и самосознании. Вот, например, гуляет бурлацкая ватага: «хороводы, песни, кипит вся площадь». А настает время, уйдут с первыми судами бурлаки и «дружно, как прежде гуляли и бесились», примутся «за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». Описание беспредельности просторов, на которых трудится мужик, нескончаемости песни под звук которой он рождается, женится и хоронится вполне естественно переходят у Гоголя в тему богатырства, в рассуждения о будущем народа: «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройти ему?» Итак, живая Русь в поэме Гоголя – это прежде всего Русь пашущая, сеющая и строящая, с удалью и молодецким задором, с тягой к «вольной жизни». И поэтому естественно, что свое прямое выражение она находит прежде всего в образах крепостных крестьян. Это и Степан Пробка, «плотник трезвости примерной», который исходил «чай, все губернии», с топором за поясом и сапогами на плечах. И разъехавшийся «во всю строку» Петр Савельев-Неуважай-Корыто, и бурлак Абакум Фыров, и крепостной умелец неутомимый труженик, каретник Михеев. Даже ушедшие на тот свет и числящиеся живыми только в «ревизских сказках», в государственных бумагах, они зримо присутствуют в мыслях и делах героев произведения. Крепко досталось немцу с его «умнохудощавым» словом, «жидкокостной» натурой, аккуратностью и деревянным терпением. Доктора-немцы, не понимающие русского желудка, и немец-ремесленник, у которого обучался сапожному мастерству Максим Телятников, - тоже герой гоголевской поэмы. Разумеется, только острому уму доступны эти меткие и едкие наблюдения. Однако тема «живой Руси» не исчерпывается ни характеристикой крестьянского мира, изображенного в поэме Гоголя, ни рассуждениями о русской хватке, русской натуре. Она касается всех персонажей произведения, в том числе и тех, кого традиционно причисляют к разряду «мертвых душ». Вспомним: рассматривает списки умерших крестьян и раздумывает об их горькой, а подчас и трагической судьбе никто иной, как главный герой повествования Чичиков. «Когда взглянул он потом на эти листки, на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками… то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им». Это были и чувство умиления, и жалость: «… Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?» По разному объясняли этот эпизод: некоторые даже считали, что Гоголь по недосмотру, по ошибке передал Чичикову свои собственные мысли и слова. Конечно же, никакого недосмотра или ошибки не было. Размышления Чичикова над списком умерших крестьян относятся к тем немногим минутам его жизни, когда герой ощутил себя русским человеком. Поэтому он осуждает губернаторский бал, устроенный во время неурожая: «Просто, дрянь бал, не в русском духе, не в русской натуре, чорт знает что такое…» Не одобряет дороговизны дамских нарядов, справленных за счет крестьянских оброков. Нет, противоречия и в том, что реальным первообразом «птицы-тройки», которой посвящены взволнованные патетические строки Гоголя, является упряжка Чичикова. По мысли писателя, добрые задатки натуры могут проявиться в каждом русском человеке, «каких бы ни был лет, чина и состояния». Обновлено: Опубликовал(а): Мурзагулова Элина Ринатовна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|